Цикл «Дети военных лет»: Элла Федоровна Песигина

«Называйте меня матушка. Мне это приятно. У меня своих детей нет. Вы все мне как дети». Ей 81 год. 46 из них она отдала работе с детьми, а отрочество и юность – уходу за младшими сестренками. Ветеран труда, инвалид второй группы. До храма – к своему батюшке добирается с пересадками на маршрутке и трамвае. Элла Федоровна Песигина, в крещении Алла. Родилась за два года до Великой Отечественной войны. Матушка Алла поделилась историей своей жизни, детские годы которой пришлись на тяжелое для страны время.

БЕЖЕНЦЫ ИЗ ПОЛЬШИ, ИЗГОИ В СССР

Элла Песигина родилась в 1939 году в городе Соль-Илецке Оренбургской области. Была третьим ребенком в семье. Брат Фридрих старше ее на год, первая дочь Песигиных умерла в младенческом возрасте. Папа – Федор Петрович, мама – Эмма Федоровна.

В Оренбуржье семья Эммы бежала из Польши. Родители Эммы, бабушка и дедушка нашей матушки Аллы – Теодор Цирецки и Ванда Людвиговна Блех оказались в России в 1914 году. «Их выселяли насильно. Ехали, кто куда мог. Маминой семье и их родным разрешили поселиться в Соль-Илецке. Жизнь была тяжелой. Родители умерли, мама осталась сиротой. В 1921 году многие из тех беженцев вернулись в Польшу, а мама с дядей и тетей остались в России. Мамочка училась, работала медсестрой, вышла замуж за моего папу Федора Песигина», - поделилась историей своей семьи Элла Федоровна.

«Папа у Аллы ставил в цирке силовые номера, фокусы показывал. И мама принимала участие в представлениях. Эмма Гартунг – ее цирковой псевдоним. У них небольшая труппа была. Проехали с гастролями всю Сибирь, Среднюю Азию, Актюбинск, Самарканд, где только не были. Возили с собой дочку, которая простыла и в возрасте 1, 5 лет умерла», – рассказала Татьяна, сестра матушки Аллы.

Фото из открытых источников: Талицкий биохимический завод

Примерно в 1940-м семья переехала в небольшой город Талица Свердловской области. Федор Петрович и Эмма Федоровна устроились на работу на Талицкий биохимический завод. В 41-м году отца призвали на фронт. Шесть месяцев Федор Петрович проходил подготовку в Еланских лагерях Камышловского района. В начале января 1941 года был отправлен в пехотные войска. В конце 1942 года Песигины получили похоронку. Извещение о гибели главы семьи пришло из передвижного госпиталя № 501. Федор Песигин похоронен в братской могиле села Медного Тверской области: «Мы с сестричкой ездили на место захоронения папы, поклонились ему от всех родных».

Имя Федора Петровича увековечено на мемориале погибшим в годы Великой Отечественной войны, ушедшим на фронт с Талицкого биохимического завода

Выживать в войну Эмме Федоровне с малолетними сыном и дочерью было тяжело. «Мама - немка по национальности. Когда семья уезжала из Соль-Илецка, она паспорт «потеряла», чтобы близких от неприятностей уберечь. Однако из Талицы сделали запрос в Оренбург, и установили ее национальность», – продолжила Татьяна.

Вдову уволили с работы. Из комнаты в коммуналке, которую занимала мать с детьми, их выгнали на улицу: «Соседка тетя Тоня нас к себе забрала. Ее муж тоже на войне погиб. Так и жили в одной комнате – тетя Тоня с сыном Виктором, мама и мы с Фридрихом. Люди жалели нас, помогали. Мама устроилась на лесопилку, доски в пилораму подставляла. Положение изгоя довело ее до отчаяния. Однажды она бросилась под пилораму, волосы стало закручивать. Люди увидели, успели спасти ее», - добавила матушка Алла.

В детстве пили барду - гущу после переработки пшеницы, которую с завода приносили (барда – отход производства этилового спирта, суспензия светло-коричневого цвета с неприятным кисловатым запахом - ред.). Этой бардой в колхозах скот поили: «Вот вся наша еда была. И хлебушка вот столько было (показывает крохотный по размеру кусочек). 150 граммов на человека давали, хлеба не хватало, по карточкам его получали».

Фото из открытых источников

После войны Эмму Федоровну снова приняли на спиртзавод («добрый человек нашелся»). Теперь она заведовала гостиницей и общежитием от предприятия. Вышла замуж за Федота Трифоновича Семенина: «Он фронтовик, был ранен. После войны, как только из госпиталя вышел, в трудовой армии работал – оставался военнообязанным, так как в НКВД служил». После демобилизации Федот Семенин трудился по основной профессии – бухгалтером. С Эммой Федоровной они прожили 18 лет, от этого брака родились три дочери: Нина, Татьяна и Ольга.

Жили в одной комнате всемером. Гостиничный номер разделили перегородками на комнату, кухню и небольшой коридор. В проходе спал брат: «Одни кровати стояли везде, семья большая. Еще сундук – вместо кровати для няни».

«Мама трудилась не покладая рук, ушла на пенсию только в 71 год. Очень ей трудно было, она была у нас стальным человеком. Добрая, ласковая, наша любимая мамочка! Умерла в 82 года от инфаркта. Награждена медалью за материнство, труженица тыла, ветеран труда», – Алла Федоровна с любовью вспоминает свою маму, Эмму Федоровну.

АКТИВИСТКА В ШКОЛЕ, ПОМОЩНИЦА В ДОМЕ

Среднее образование Алла получала в школе № 55: «Сначала начальная, потом семилетка, потом – десятилетка. Так мы раньше учились». Любимый учитель - историк Прасковья Ивановна. По английскому всегда пятерка была. Активная девчонка участвовала в школьных соревнованиях по бегу и метанию. Лучше всего у нее получалось метать на расстояние деревянные гранаты.

Фото из открытых источников: пирамида в акрробатике

С пятого по десятый классы занималась акробатикой и даже мечтала стать циркачкой. Кружок вел Василий Васильевич, он прошел войну, служил летчиком, был ранен и контужен. До войны работал в цирке: «Вот почему и организовал этот кружок. Мы по канатам ходили. Сальто учил нас крутить - один подбрасывает, другой крутится. Пирамиды в разных вариантах придумывали. С номерами выступали в рабочем клубе. Когда я уже в школе преподавала акробатический кружок, мы с девчонками такие пирамиды и другие групповые упражнения тоже делали», - делится воспоминаниями матушка Алла. Брат Фридрих тоже «пошел в папу» - в школьные годы занимался тяжелой атлетикой. Будучи подростком, он жонглировал двухпудовыми гирями.

С ностальгией матушка Алла рассказала о забавах своего детства. Талица вся расположена на холмах («у нас красивый очень зеленый город!»). С них, как с горок, зимой ребятня каталась на лыжах и коньках. Обожали прятки – по сараям прятались. Любимой игрой была лапта: дворовые дети собирались на полянке возле домов – человек 12, делились на команды, с азартом били палкой по мячу и стремглав бежали, уворачиваясь от «осаливания» соперников. С соседкой Диной всей гурьбой ходили в лес за грибами и ягодами.

С появлением младших сестер времени на развлечения у Аллы совсем не оставалось: «Отучусь в школе и бегом домой. Няню отпускали, и я с ними играла, занималась, кормила». Старшая дочь была главной помощницей матери. «С ней мама не сюсюкалась. Называла ее строго по имени – Алла, по паспорту она Элла. Мама у нас очень серьезная была. Я даже одного ее взгляда боялась. Поэтому мы все хорошо учились. Алла нас, маленьких очень любила. Нянчилась с нами. Три года после школы работала - чемоданами гостинцы привозила, платья нам красивые покупала. Мы ее ждали, знали, что она подарочки привезет. Она у нас добрая и ласковая. Крепкие семейные отношения поддерживаем до сих пор», – отмечает Татьяна.

ДЕТИ ТЯНУЛИСЬ КО МНЕ

После школы в 1958 году Алла приехала в Свердловск. Чтобы обеспечивать себя одеждой и питанием, устроилась учеником маляра в строительное управление на Вторчермете. Через четыре месяца девушка получила третий разряд по профессии и в течение трех лет совершенствовала навыки малярного ремесла: белила, красила, клеила обои.

Фото из личного архива: Элла Федоровна

В 1961 году поступила на дневное отделение биолого-географического факультета педагогического института и окунулась в насыщенную студенческую жизнь. Алла занималась спортивной гимнастикой (ей присвоен второй разряд), выступала в соревнованиях за институт, пела в хоре. Летом тоже полная занятость. Во время практик вместе с однокурсниками они обследовали весь Урал: растительность, почвы, минералы, животный мир.

После окончания института три года жила в Ирбитском районе. По распределению в школе села Черное преподавала физическую и экономическую географию, биологию, анатомию. Вернулась в Свердловск. По состоянию здоровья в школе уже работать не смогла. Устроилась в детский сад воспитателем подготовительной группы: «Готовила ребяток в школу. Мы рисовали, лепили, речь развивали. Умнички! Много выпусков через меня прошло. Они все забавные детки, меня любили, тянулись ко мне. И я их любила. В свободное от занятий время игры для них проводила», – с теплом отзывается Алла Федоровна.

Фото из личного архива: Элла Федоровна с детьми. Город Свердловск, детский сад №147

Она воспитывала мальчишек и девчонок детских садов №68 и №147. Последние пять лет трудилась в Центре развития детей и юношества «Одаренность и технологии». В системе образования проработала 46 лет. Отмечена званием «Ветеран труда», благодарностями и поощрениями.

В ХРАМЕ ОНА СЕМЬЮ ОБРЕТАЕТ. И ОНА СЧАСТЛИВА!

Воскресенье. Собор Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе, 2020 год. На крестном ходе после литургии матушка Алла старается не отставать от молодых. Да еще заботу о болящей подруге на сердце держит: «Договорились поехать вместе на рынок после службы, помогу ей тапочки выбрать. Мы с Валентиной Михайловной малярами вместе работали, с тех пор дружим. У нее инфаркт был, память не полностью восстановилась, не может слова подобрать, объяснить, что ей нужно. Я около нее нахожусь, что-то надо помочь – помогаю».

На службы матушка добирается самостоятельно, несмотря на почтенный возраст. Едет с пересадками: «Сначала на маршрутке, потом на трамвае – он меня прямо до храма довозит. Рядом с домом храм Георгия Победоносца, но я пока могу – в наш Успенский Собор езжу. С отцом Евгением Попиченко мы уже столько лет вместе».

Крестилась Алла Федоровна тридцать лет назад в Иоанно-Предтеченской церкви. Таинство принимала вместе с талицкой подругой Ниной Суворовой, с которой вместе акробатикой занимались. «Еще когда Алла в школе училась, соседка Ульяна Михайловна советовала ей: «Надо тебе покреститься». У нас в городе древний храм Петра и Павла, с 1720 года. Ульяна Михайловна там все время проводила. Мы рядом жили, в детстве всегда бегали в колокола звонить. Венчание или отпевание шло – бегали, смотрели. Тянуло, нам это было интересно», - вспоминает сестра матушки Аллы Татьяна.

Фото из архива храма Пантелеимона

Подруга Нина первой узнала о храме святого великомученика Пантелеимона: «Приход такой тихий, спокойно, хорошо». Матушке Алле там понравилось. Познакомились с отцом Евгением: «Еще у матушки Ольги маленькая Катюшка на руках сидела. Тепло друг к другу все относимся. Потом храм выстроился. Помогала на подсвечниках – была в группе женщин, которая отвечала за подсвечники. Чистили их, к праздникам готовили. Вот мы с батюшкой почти 20 лет знакомы. И в собор за батюшкой пришла. Для меня отец Евгений – духовный отец, я к нему только всегда».

Давние прихожанки храма Пантелеимона с благодарностью вспоминают, как дружно они работали во Славу Божию. Мыли полы, храм убирали. Разговаривали по душам. «Были друг другу больше, чем сестры. Нина, Алевтины две уже умерли. Помним обо всех в сердце, и о живых, и об усопших молимся. Алла - славная женщина, душа у нее добрая. Здоровье у нее не важное. Сердце долго лечили, мы всем храмом за нее молились. А она все равно работала. Не меньше, а больше всех! Добросовестная. В работе не отставала от других. Не уйдет, пока не доделает. Трудолюбивая, честная. Мы ее спрашивали: «Откуда у тебя это трудолюбие?». «Нас мама научила, воспитала в таком духе». Она без труда не может. Наш приход ее очень уважает. И сейчас молимся. Отзывчивая. Женщине старенькой помогала. Куда-то далеко ездила. Продукты покупала, купала ее. Мы недоумевали: «Как ты с больными ногами так далеко ездишь?». «Мы же христиане, обязаны помогать немощным». Сестрам родным помогала, они дружно живут», - отзывается матушка Вера, прихожанка храма святого великомученика Пантелеимона.

Матушка Алла читает стихи собственного сочинения

«С матушкой Аллой мы знакомы давно, лет 15. Знаю ее с Пантелеимона. И туда ездила и сюда приезжает, хотя возраст уже. Как-то она рассказывала, если из Пантелеймона кто болел сильно, они вместе кучковались, навещали. Близким бабушкам помогает, целенаправленно: «Вот болеет, надо ее навестить, помочь, съездить обязательно». Беспокоилась», - рассказывает сестра милосердия Надежда Николаевна Щемелева. – «На службах в Соборе рядом молимся. Стараюсь ей местечко беречь. Сяду или встану рядом, чтобы во время службы она присесть могла, лет-то ей уже много. Добрая, хорошая матушка. Всегда приветливая, всегда улыбается. Всегда всех обойдет, поздоровается обязательно. Очень общительная. Очень любит детей».

Матушка Алла: Вы все мне как дети!

А сама Алла Федоровна говорит: «Называйте меня матушка. Мне это приятно. У меня своих детей нет. Вы все мне как дети». «Алла уже столько лет в храме. И она счастлива! Она семью там обретает в храме. Все как родные, как близкие ей», - отмечает сестра Татьяна.

Благодарим матушку Аллу и ее близких за интересный рассказ и архивные фотографии. Многая благая лета Вам, дорогая Алла Федоровна!

Записала Светлана Казакова

Подробнее узнать о жизни пожилых прихожанах Успенского Собора:

Виктор Николаевич Естехин

Виктор Никифорович Кононов

Светлана Павловна Зеленская

Леонила Васильевна Полуяхтова

Матушка Пелагея Омельчук

Евгения Николаевна Юрчикова