О значении десятины в жизни храма
- Церковь – это живой организм, глава которой Христос, но каждый из нас является членом церкви, живой клеточкой. Прихожанин – это тот, кто несет ЛИЧНУЮ ответственность за свой приход. Не просто заходит для удовлетворения своих религиозных нужд, чтобы что-то получить, а который берет ответственность и заботу о своем приходе, и материальную в том числе.
Можно услышать совершенно удивительные ответы. Чаще всего слышим ответ – государство помогает. Есть версия – епархия помогает, она ведь большая. И оба ответа НЕВЕРНЫЕ, это заблуждение. На самом деле, каждый приход живет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ тех, кого называет своими прихожанами.
Это те люди, для которых дорог храм, дорога церковная жизнь, дорога приходская жизнь, которая может быть разносторонняя – может быть простая и ограниченная богослужением и содержанием храма, а может быть многоплановая – трапезная, молодежное движение, библиотека, детский центр, служба милосердия. Еще есть текущие расходы на коммунальное обслуживание, содержание штата клира. А если есть ответственность за восстановление храма – то расходы на строительство.
Все это осуществляется людьми, ни кем-то сверху или посторонними организациями – нет, а добровольцами и сотрудниками прихода. Это все забота общины и личное внимание каждого члена общины.
Господь дал такой ЗАКОН О ДЕСЯТИНЕ. Если ты себя ощущаешь христианином и прихожанином конкретного храма, то ты несешь личную ответственность, в том числе и за какое-то направление деятельности. Хотя бы в малом – помоги в чистке подсвечников. Разве это сложно? Убери огарочки, протри тряпочкой, помоги на субботнике или в трапезной, отвези на машине пожилого. Это же твой дом, ты в нем ко спасению идешь.
Ответственность – это ценное и, к сожалению, редкое качество в современном мире. Но тем не менее ответственность прихожанина за свой приход и делает его настоящим прихожанином.
Однажды ко Христу подошел юноша с вопросом, который реже всего звучит в храме. Он спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18). Этот вопрос должен беспокоить каждого христианина. Не то должно волновать, как обеспечить жизнь материальными благами, а как приобрести качества души, которые позволят узнать Бога. Как унаследовать Царствие Небесное, уготованное Богом любящим Его.
Способность любить Бога при рождении дается каждому человеку, только в процессе жизни она либо развивается, воспитываясь, либо теряется. Господь нам дал конкретное упражнение любви: для того, чтобы научиться любить Бога, нужно соблюсти заповеди. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое», то есть заповеди (Ин. 14, 23). Этот духовный закон выражается и в межличностных отношениях: если ребенок родителей любит, он их слушается, а если не любит, то искреннего послушания от него родители не дождутся.
Господь очень категорично говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Маммона – это богатство. Современный мир убеждает человека служить исключительно маммоне, как можно больше потребить удовольствий, материальных благ, людей. Чтобы человек мог изменить свое сердце, оторвать его от служения многочисленным идолам маммоны, Господь дает заповедь о десятине.
Заповедь о десятине через пророка Моисея была дана израильскому народу, как необходимая форма заботы о храме, его обеспечении, содержании. Правоверные иудеи по закону отдавали на содержание храма и священников десятую часть своих доходов, чтобы и храм находился в приличествующем для него состоянии, и чтобы духовенство все свое усердие посвящало Богу, а не решению бытовых проблем. Со времен Ветхого Завета заповедь о десятине никто не отменял, да и в апостольские времена Церковь содержалась на средства прихожан.
Однако часто именно эта заповедь и напрягает, и пугает, и даже возмущает современного человека. Дело в том, что у каждого человека на груди сидит «жаба». В зависимости от ее размера одних она душит, других давит, третьим нашептывает – но есть она исключительно у всех. «Жаба» – это сребролюбие, по словам апостола Павла, «сребролюбие есть идолопоклонство» (Кол. 3, 5), когда человек возлагает все надежды на материальные блага, служит им, покорен им.
Христианину нужно внимательно присматриваться к своей душе, не сидит ли там сребролюбивый Иуда. Если человек от своего сребролюбия будет что-то отрывать, то место этой страсти будут занимать противоположные добродетели – милосердие, жертвенность. Задача христианина – задушить жабу сребролюбия, чтобы она уже больше не имела власти над его душой. Преодолеть через милостыню, через заботу о своем приходе, храме.
От Церкви всегда ждут не только духовной, но и материальной помощи и социальной поддержки. Поэтому храмы занимаются благотворительностью, поддерживая малоимущих прихожан. Церковь кормит бездомных, окормляет одиноких и больных людей, детские дома – то есть выполняет социальную миссию.
Сегодня многие потребительски настроены и по отношению к храму. Десятина – форма ответственности за приход, добровольная жертва, которую человек принимает на себя, – ограждает человека от корысти. Потому что все остальные пожертвования связаны с личной выгодой и даже удовольствием человека – покупка книг, заказ треб, покупка свечей. Когда же человек жертвует десятину на храм, он не знает, на что будут направлены средства: на оплату работы сотрудников, покупку ладана для богослужения, оплату коммунальных услуг, реконструкцию или текущий ремонт храма или на другие приходские нужды.
Не всегда человек может позволить себе принести денежную десятину. Но он может посвятить десятую часть недели, чтобы послужить своему храму: прийти, чтобы помыть пол в храме или воскресной школе, помочь в трапезной, почистить подсвечники, – это тоже великое дело.
Поэтому, увидев в храме кружку с надписью «Десятина», пусть каждый задумается, сколько он отдает средств, сил и времени на свой приход, потому что это тоже есть выражение любви к Церкви. Христос сказал: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21).
«Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец», – сказал когда-то святитель Киприан Карфагенский. Церковь рождает нас в Таинстве Крещения для вечной жизни, через нее Господь питает нас своей благодатью в Таинствах Исповеди и Причастия. Эту любовь Божию мы ничем и никогда не окупим, даже исполнением заповеди о десятине. Заповедь эта нужна в первую очередь нам самим.
Самая главная цель наших земных трудов – спасение. Мы живем и трудимся, чтобы спасаться. А не для того, чтобы просто трудиться. Дающий нищим дает взаймы Богу. Жертвующий на храм исполняет одну из заповедей Божиих, данных нам для спасения. Если человек не верит Христу и Церкви, это признак того, что человек со Христом не связан. И это серьезный повод задуматься о своем положении. Ведь Церковь без меня проживет, а я без нее смогу ли унаследовать вечную жизнь?
Ангела-Хранителя в благих начинаниях!