Успенский собор расположен на восточной границе предзаводской площади Верх-Исетского завода (сейчас это площадь Субботников). В XIX – первой половине XX века здание храма являлось архитектурной доминантой не только предзаводской площади, но и всего заводского поселка. Посёлок не входил в черту города, но территориально и административно принадлежал Верх-Исетскому заводу.
Успенский собор и Верх-Исетский пруд. 1900–1915 годы
По данным начала XX века, «в заводе» (посёлке) насчитывалось более 1500 дворов с 11000 жителей. Застройка посёлка состояла главным образом из одноэтажных деревянных жилых домов, каменные строения были сосредоточены на территории завода и прилегающей территории. Основное занятие жителей поселка – «горнозаводские работы, заготовка и сплав древесных материалов, работа на ближайших золотых приисках. Многие занимаются различными ремеслами: кузнечным, слесарным, лудильным, токарным, плотничным, столярным, экипажным и красильным. Среди жителей имеются: каменщики, портные, сапожники, резчики, гранильщики, шлифовщики, повара и садовники».
История Успенского собора началась со строительства деревянного храма Успения Божией Матери. 24 июля 1762 года по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла была заложена церковь, её освящение состоялось в 1763 году. Заказчиком строительства стал протоиерей Фёдор Кочнев, который и возглавил образованный приход.
В 1766 году к храму был пристроен придел во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Клировая ведомость за 1806 год сообщает: «Верх-Исетский завод г-на Яковлева, в оном Успенская церковь деревянная, с приделом Бориса и Глеба, крепкая двухкомплектная …Иконостасы в большой и в малой церкви столярные и с резьбою. Живопись в холодной церкви хорошая и в теплой тоже не худая. Резных образов не имеется, колоколов шесть».
Страница из ведомости об Успенской церкви Верх-Исетского завода за 1806 год
Следующий важный этап в жизни храма наступил в 1831 году. Священник Екатерининского собора о. Сергий Диаконов совершил закладку новой каменной церкви Успения Божией Матери (вместо обветшавшей деревянной церкви). 17 марта 1838 года новый храм освятил архиепископ Пермский Аркадий.
Верх-Исетский завод (посёлок) в 1866-1869 годы. Слева вдалеке – Успенский храм
Строительство храма, выполненное в стиле классицизма, велось на средства владельца Верх-Исетского завода Алексея Яковлева. Поскольку первоначальный проект здания не сохранился, то авторство отдано Михаилу Павловичу Малахову, являвшегося в те годы городским архитектором.
В 1887 году Успенская церковь обновлена на средства прихожан, архитектором был Виктор Александрович Гартман. Краткое описание храма того периода есть в «Ведомости о церкви» за 1896 год: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, внутри отапливается тремя печами, тёплая, крепкая, снаружи ограждена железною оградою на каменном местного гранита фундаменте».
При церкви было две церковноприходские школы: одноклассная школа открыта 3 октября 1893 года, двухклассная – 25 сентября 1894 года. Обе школы занимали одно здание, находившееся недалеко от Успенской церкви, и содержались на средства попечителя – управляющего Верх-Исетским заводом Ф. А. Фотиева, а также на средства Екатеринбургского епархиального училищного совета и капитала Братства праведного Симеона Верхотурского. Помимо церковноприходских школ при Успенской церкви в 1895 году было открыто две школы грамоты.
Церковь не отличалась богатым убранством, в ней не было настенных росписей. Это косвенно подтверждается сведениями в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» за 1902 год, где указано, что «из замечательных по древности церковных предметов, принадлежащих Успенской церкви, следует указать на оловянные сосуды и на две пары свадебных венцов, из коих одна пара железных и другая– жестяных. А из ценных предметов обращают на себя внимание сребропозлащенные сосуды стоимостью до 2 тысяч рублей».
11 мая 1912 года указом Священного Синода церкви присвоен статус собора.
Успенский собор. Начало XX века
После установления в городе советской власти при Успенском соборе было образовано религиозное общество. на богослужения здесь собиралось до 500 человек. В декабре 1926 года в храме был освящён еще один престол, во имя святителя Николая Мирликийского, устроенный в левом нефе.
В сентябре 1920 года по решению местной власти была проведена опись имущества Успенского собора, а в 1923 году – изъятие ценностей. Судя по описи имущества, иконостас в церкви был двухъярусный, на колокольне имелось 9 медных колоколов различной величины, весом 511 пудов. Из собора были изъяты серебро и камни весом 3 пуда 28 фунтов.
В 1920-е годы благодаря деятельности последних настоятелей собора (протоиереев Александра Пономарёва, Всеволода Черепанова и Феликса Козельского) приход не уклонился в обновленческий, а потом и в григорианский расколы. К 1930 году в городе оставалось всего два храма, сохранивших верность патриарху Тихону — Успенский на ВИЗе и Крестовоздвиженский.
В 1929 году одновременно с началом всеобщей коллективизации началась кампания антирелигиозного террора. По стране прокатилась новая волна закрытия и разрушения православных храмов. В в ОГПУ по Уралу стал рассматриваться вопрос о закрытии «культовых зданий» и в посёлке ВИЗ. В районе находилось пять храмов. Власти решили закрыть Успенский собор, посчитав, что он может быть использован для культмассовых мероприятий, так как находится рядом с заводом.
Кроме того, в письме заместителя ПП ОГПУ по Уралу сообщалось: «Успенский собор является пунктом группирования чуждых антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое влияние на рабочих. Из этой церкви идёт руководство религиозной работой даже за пределы Свердловского округа». В результате этого храм был закрыт. Решение о закрытии президиума горсовета было принято 17 февраля (подписано Анной Николаевной Бычковой) и утверждено облисполкомом 17 марта 1930 года. В здании церкви планировалось открыть фабрику-кухня, затем Дом культуры.
В протоколе заседания комиссии по закрытию церквей и их использованию от 5 апреля 1930 года, в частности, указывалось следующее: «п. 11. Успенская церковь – согласиться с решением горсовета об использовании церкви под столовую ЦРК ВИЗа, закончив переоборудование к 1 мая».
После закрытия Успенского собора в его здании находились фаьрика-кухня, ДК, а в 1940-х годах был размещён хлебозавод № 3, проработавший здесь около 70 лет. За это время здание подверглось серьезнейшим перестройкам: был уничтожен купол (сохранился его барабан), разрушена колокольня, сделаны крупные пристрои и сооружены междуэтажные перекрытия, разделившие внутренние пространства собора на 4 этажа.
В 1991 году решением областного министерства культуры здание собора признано объектом культурного наследия и памятником архитектуры первой половины XIX века, с того времени охраняется государством.
В 2004 году хлебокомбинат был расформирован, освобожденное здание сильно пострадало при демонтаже оборудования и еще пять лет после этого подвергалось воздействию природных стихий.
В июле 2009 года здание было передано в собственность Екатеринбургской епархии в полуразрушенном состоянии, без водоснабжения и отопления.
С этого времени и по сей день богослужения совершаются в молитвенном помещении, силами Успенской общины переоборудованном из одноэтажного здания бывшего заводского гаража.
14 октября 2013 года Божественная литургия впервые была совершена в самом соборе. Сейчас в здании собора богослужения проходят в престольный и другие большие праздники, в остальные дни продолжаются восстановительные работы.
Здание храма восстанавливается в былом величии и представляет собой архитектурную жемчужину и украшение Верх-Исетского района.
3D-проект восстановливаемого Успенского собора
Использованы фото с сайта: www.1723.ru
Фотоальбом. История Успенского Собора
_______________
Источники:
Приходы и церкви В.- Исетского завода // Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902. — С. 647.
Церковь Успения Богоматери // Свод памятников истории и культуры Свердловской области / отв. ред. В. Е. Звагельская. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2007. — Т. 1. Екатеринбург. — С. 230—231. — 536 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-88664-313-3.