Преподобномученик Ардалион (Пономарёв) (настоятель в 1922-1925 гг., штатный священник Успенского собора в 1925-1930 гг.)

Архимандрит Ардалион, в миру Александр Ипполитович Пономарёв, родился 22 июля 1877 года в селе Романово Верхотурского уезда, в семье священника. С детства Александр отличался большими способностями к наукам и много читал, в течение своей жизни сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский.

В июне 1899 года он окончил курс Пермской духовной семинарии по первому разряду со званием студента семинарии. Во время обучения в семинарии Александр Ипполитович вступил в брак, жену его звали Надежда Леонидовна. В их дружной семье было четверо детей: Нина, Мария, Алексей и Григорий.

Matuschka-Nadeghda-Leonidovna-Ponomareva-s-docheryu-Ninoi.-Ekaterinburg-1901-god.jpg

Матушка Надежда Леонидовна Пономарёва с дочерью Ниной.
Екатеринбург, 1901 год

В сентябре 1899 года Александра рукоположили в сан священника, и указом Екатеринбургской Духовной консистории он был определен к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда. Одновременно молодой священник стал законоучителем в земском начальном училище.

В Быньговском заводе отец Александр прослужил недолго, уже в 1900 году он был переведен в Сретенскую церковь Пышминского завода. Здесь он также преподавал Закон Божий: занимал должности законоучителя Министерского народного училища и Сарапульского земского училища, заведующего и законоучителя местной церковно-приходской школы. За ревностное служение отец Александр в 1903 году был награжден набедренником. Его способности к преподаванию были замечены священноначалием, и в 1905 году батюшку пригласили в Екатеринбург преподавать Закон Божий в Екатеринбургском духовном училище.

8 декабря 1908 года за усердное преподавание Закона Божиего отцу Александру была выражена благодарность Екатеринбургского училищного совета. В 1910 году священника назначили заведующим Екатеринбургской епархиальной школой псаломщиков. В эту школу можно было поступать с четырнадцати лет; в ней юноши готовились стать церковнослужителями. Заведующему школой необходимо было иметь как педагогический, так и духовный опыт. За прилежное служение на этом поприще в 1911 году отца Александра наградили фиолетовой скуфьёй.

В 1912 году последовало новое назначение. Отцу Александру предложили занять должность уездного миссионера в городе Шадринске. Батюшка принял предложение и одновременно стал членом Шадринского отделения Екатеринбургского епархиального ученого совета.

Должность уездного миссионера была введена 2 марта 1911 года указом Святейшего Синода. Назначенный на нее священнослужитель должен был руководить всей миссионерской деятельностью уезда, важнейшим направлением в которой являлась работа с раскольниками и сектантами. Должность уездного миссионера требовала от священника большого пастырского опыта и ответственности. Екатеринбургская епархия имела сложный религиозный состав: кроме православных здесь жили старообрядцы, мусульмане и представители различных сект. Отец Александр вполне соответствовал требованиям, предъявлявшимся к миссионерам. Больше всего усилий пришлось приложить ему для противодействия распространению старообрядчества, которые в эти годы вели активную деятельность. Их позиции особенно укрепились благодаря Высочайшему указу «Об укреплении начал веротерпимости», вышедшему 17 апреля 1905 года и охарактеризованному православными миссионерами как «похоронный перезвон для господствующей Церкви».

Отец Александр проводил много времени в разъездах, организовывал публичные собеседования и диспуты, на которые приглашались все желающие: старообрядцы, сектанты и православные. За ревностные труды в должности Шадринского уездного миссионера отец Александр был награжден в 1914 году благословением Святейшего Синода с выдачей грамоты. В 1915 году его назначили законоучителем Шадринской учительской семинарии. Сохранилась характеристика, данная отцу Александру директором семинарии. В ней сказано: «Священник Пономарёв относится к своим обязанностям усердно, и вёл дело в минувшем учебном году успешно. Им не было пропущено ни одного урока, он ежедневно являлся на молитву перед уроками и часто сам читал дневное Евангелие. После молитвы разъяснял учащимся смысл прочитанного и указывал, как применить истину Евангелия к жизни. Беседы эти были непродолжительны, но содержательны. ...Вообще, семинария нашла в священнике Пономарёве лицо, способное успешно вести дело преподавания Закона Божиего и благотворно влиять на учащихся. Не занимая никакой другой должности, он всю энергию свою отдаёт на дело служения учебному заведению».

В 1917 году отец Александр был назначен директором Шадринской учительской семинарии. Конечно, столь ответственная должность требовала от него многих забот и трудов.

Революция застала отца Александра в Шадринске. Но вскоре, в 1918 году, он переехал в Ревдинский завод. Здесь он стал настоятелем Михаило-Архангельской церкви. Этот переезд, возможно, сохранил батюшке жизнь: Гражданская война в Шадринском районе сопровождалась особыми зверствами по отношению к священнослужителям. Убивали в первую очередь ревностных и хорошо образованных пастырей. Особенно много убитых оказалось в приходах, расположенных по линии Шадринск — Богданович.

В 1920 году отец Александр по распоряжению Епархиального управления был переведён в Екатеринбург и назначен настоятелем Александро-Невской церкви. В городе её все называли Лузинской, потому что она была построена на средства купца П. В. Лузина. В этом же году батюшку наградили камилавкой. 

В 1922 году отец Александр Пономарёв был назначен настоятелем собора Успения Пресвятой Богородицы. Прихожане сами обратились к нему с просьбой занять эту должность. Благодаря деятельности настоятеля в 20-е годы Успенский храм не попал в руки обновленцев.

30-е годы стали для отца Александра временем испытаний и скорбей. В связи с закрытием собора Успения в 1930 году вместе с матушкой Надеждой и младшим сыном Григорием он несколько раз переезжал в разные места служения. С 1932 он служит в Вознесенской кладбищенской церкви г. Невьянска.

Семья в это время испытывала материальные трудности. Кроме того, стала болеть матушка. В 1932 году отец Александр овдовел, в 1933 году был пострижен в монашество с именем Ардалион. Некоторое время после пострига отец Ардалион был благочинным Невьянского церковного округа. 

19 декабря 1934 года он был возведён в сан игумена.

В конце 1934 года был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области. Вскоре, однако, Свято-Троицкий храм был закрыт, и отец Ардалион вынужден был вернуться в Невьянск и поселиться у сына.

Челябинская епархии не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления. В декабре 1935 года состоялось заседание епархиального совета, который решил просить заместителя местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) назначить к ним епископа. В решении приходского совета далее указывалось, что, поскольку православный храм в Челябинске отсутствует, кафед­ральным мог бы быть великолепный храм в Каслях, на­ходящийся в прекрасном состоянии. Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после этого собрания отбыл в Москву к ми­трополиту Сергию, но тот отказался послать к ним епископа, ссылаясь на то, что несколько раз уже посылал епископов, однако местные власти всякий раз отказывали им в регистрации, и по­рекомендовал найти кандидата на месте.

13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарёва), нахо­дившегося в то время в Невьянске. Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях. 23 февраля отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Че­лябинским епископом. Теперь было необходимо получить бла­гословение митрополита Сергия на назначение отца Ардалиона настоятелем Вознесенской церкви, чтобы впоследствии он был зарегистрирован на этой должности властями, а после этого хи­ротонисан во епископа, что можно было бы представить властям как очередную награду.

В марте 1936 года отец Ардалион прибыл к митрополиту Сер­гию  в Москву. Он рассказал, что приходский совет желает иметь своего епископа с жительством в Каслях и как кандидата выдвигают его. Митрополит сказал, что он неоднократно возбуждал перед гражданскими властями вопрос о создании епархиального управления в Челябинской области, но власти не отреагировали на его предложения. Он благословил отца Ардалиона быть настоятелем Вознесенской церкви и тогда же, по-видимому, возвёл его в сан архимандрита.

С приездом отца Ардалиона в Касли в приходе оживилась религиозная жизнь; как свидетельствовал впоследствии один из священников на допросе, архимандрит Ардалион призывал священников быть более активными, вливал в них «дух бодрости, бичевал за пассивность <...>. Требовал усиленно отстаивать религию, привлекать больше верующих». В то время некоторые ещё надеялись, что после принятия новой конституции будет если не полное прекращение атеистической пропаганды и репрессий, то хотя бы некоторое смягчение позиции государства по отношению к Церкви. Отец Ардалион первоначально также надеялся, что государство предоставит Церкви какие-то свободы — однако, изучив внимательно проект новой конституции, он понял, что государство еще жёстче закрепляет закон об отделении Церкви от государства и оставляет за собой право на антирелигиозную пропаганду.

21 декабря 1936 года уполномоченный районного отделения НКВД выписал постановление об аресте десяти человек — священников, диакона, псаломщика и среди них архимандрита Ардалиона. 22 декабря — в тот день, когда начались аресты — отец Ардалион отправился навестить сына, служившего псаломщиком в Невьянске. 25 декабря отец Ардалион выехал в Верхний Уфалей, чтобы подать в финансовом отделе декларацию о доходах. Здесь он узнал, что священники Вознесенской церкви арестованы, и вернулся в Невьянск. 

Архимандрит Ардалион (Пономарев), тюремное фото

Архимандрит Ардалион (Пономарёв), тюремное фото

4 января 1937 года отца Ардалиона арестовали в Невьянске. Он был обвинён в принадлежности к мифической ОЖБСБ — «Организации жестокой борьбы с большевиками». Он был арестован и заключён в челябинскую тюрьму; на следующий день начались допросы. Отец Ардалион отрицал предъявляемое ему следова­телем обвинение в участии в контрреволюционной организации, о существовании которой он даже не знал. Тогда ему были предъявлены показания арестованных священников, в которых они оговаривали и себя, и его, но все их он категори­чески отверг. Наконец во время очередной очной ставки следователь сказал ему:

Вам делается уже четвёртый раз очная ставка по конкретным фактам вашей контрреволюционной деятельности. В данном случае по показаниям свидетеля <...> изобличаетесь как непри­миримый враг советской власти. Следствие предлагает прекра­тить заниматься запирательством и давать конкретные показания о вашей контрреволюционной деятельности.

— Следственная власть не только не может обвинить меня в контрреволюционно­сти, а даже в простой нелояльности к ней <...>. Показания свиде­теля <...> считаю ложными <...>. Приписываемого мне разговора с ним не вёл, хотя он был у меня в декабре <...> с неизвестной для меня целью, — ответил священник.

22 марта 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором архимандрит Ардалион обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации и, хотя «виновным себя не признал, но достаточно изобличён показаниями свидетелей и обвиняемых». 13 июня 1937 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. К такому же сроку были приговорены и все обвиняемые.

После приговора отец Ардалион был отправлен в Котласский пересыльный лагерь, а затем в Ухтпечлаг и вскоре — в Воркутпечлаг.

В заключении отец Ардалион прожил недолго — он скончался от истощения 29 июля 1938 года в стационаре лагпункта Адак (ныне нежилой населенный пункт Интинского района Республики Коми) и был погребён, как свидетельствует акт, подписанный ла­герным начальством, «на гражданском кладбище „Адак“ в могиле глубиною 2 метра. Труп одет в нательное бельё и положен головой на восток. К правой ноге привязана дощечка с надписью фамилии, имени, отчества и даты смерти. На могиле поставлен столбик с такой же надписью».

В 1939 году следователи, сфабриковавшие дело о мифической контрреволюционной организации, по которому был осуждён архимандрит Ардалион, были арестованы, обвинены в преступных методах ведения следствия и приговорены в 1941 году к высшей мере наказания — расстрелу.

4 сентября 1959 года президиумом Челябинского облсуда все обвиняемые по делу были реабилитированы за отсутствием в их действиях состава преступления.

Архимандрит Ардалион (Пономарёв) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.

В июне 2014  года специально для собора Успения написана икона преподобномученика Ардалиона

Святый преподобномучениче Ардалионе, моли Бога о нас!

 

ДНИ ПАМЯТИ:

29 июля – преставление

7 февраля (переходящий) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

 

_________________

Источники:

Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч. 1»  Тверь. 2016. С. 353–359.

«Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»  // БД ПСТГУ

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13.

ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 39420, 43497.

ЦДООСО. Ф. 6. Оп. 1.Д. 1651, 1893а.

ГАЧО. Ф. р-467. Оп. 3. Д. 6729. Т. 1-2.

ГАШ. Ф. 599. Оп. 2. Д. 7. Л. 23-23 об.

УФСИН по Республике Коми. Личное дело № 100694. Л. 1-1 об.

Камзина А. Д. Православная миссия в борьбе со старообрядчеством в Оренбургской епархии в 1905-1917 годах. Режим доступа: http:// www. rusoi г. u/pri nt/04/21 /index, html.

Лавринов В., протр. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. ун-та, 2001.

Лобашев А. «Верою побеждали!..» Челябинск, 2007.

Пономарева О., Кибирева Е. «Во Имя Твое...». Курган, 2007.

Решения КПСС и советского государства о религии и Церкви. Режим доступа: http:// rushistory.stsland.ru/Documents/Document6_7.html.

Смолина А. Котлас. Очерки истории. 2001. Режим доступа: http://kotlas.newmail.ru/history/kotlsl- ag.htm.