Наступает время Великого Поста, когда надлежит, предаваясь воздержанию, усердно молиться, каяться в грехах, творить дела милосердия. В церковных песнопениях говорится: «постное время светло начнем», тем самым подразумевается, что период Святой Четыредесятницы, хотя и сопряжен с сокрушением человека о своем недостоинстве и обуревающих его страстях, ведет к внутреннему самосовершенствованию, а значит, приближает к Богу, Который есть Свет. Вспомним наставление Спасителя, о котором нам повествует Святое Евангелие: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… чтобы показаться людям постящимися… Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18).
Господь призывает относиться к посту как к праздничному событию для человека, совершающего подвиг воздержания не ради похвалы от внешних, но ради Самого Бога, любви к Нему. Действительная наша цель — «преплывше поста великую пучину», стать сначала свидетелями Страстей Господних, а затем достойно встретить Светлое Христово Воскресение. Ведь нас ради распявшийся на Кресте и тридневно воскресший Спаситель победил грех и смерть. Надлежит нам ответить на это особым сыновним усердием в исполнении Божественных заповедей!
В великопостные дни многократно повторяется молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В ней кратко и емко сказано о том, как надлежит подвизаться постящимся: не тратить время попусту, не своевольничать, не увлекаться праздными разговорами, но быть целомудренными, смиренными и исполненными любви, а главное — четко различать свои собственные недостатки и никого не осуждать. В этом сокровище святоотеческого наследия в сжатой форме содержится богатейшее по содержанию наставление о том, как вести духовную жизнь.
Воздержание в пище в дни Великого Поста является особенно строгим. Церковная традиция учит нас, что телесное самоограничение помогает духовному обновлению человека. В связи с этим важно памятовать, что ограничение в снедях — это не какая-то «лечебная диета», как иногда говорят, а важная составляющая часть молитвенного подвига, совершаемого верующими. Случается, что тяжело больным людям бывает не под силу бремя поста. Эти вопросы можно в духе любви решить со священником на исповеди. Каждый должен нести бремя по своим силам.
В богослужебной книге великопостного периода, Триоди Постной, есть слова, обращенные к человеческой душе: «насладися сытостию поста прилежно». Кому-то покажется, что здесь есть противоречие, но оно только кажущееся. Через усердную молитву, через продолжительные и умилительные богослужения, в том числе чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, через предваряемое искренним сердечным покаянием причащение Святых Христовых Таин душа воистину насыщается по слову Господню: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).