В Евангелии от Луки (5 глава) рассказывается о том, как Господь вошел в лодку Петра, повелел отплыть на некоторое расстояние и говорил народу. О чем говорил – никто не записал, это как-то так ушло… Как часто бывает. То, что мы говорим, проходит мимо, то есть не доходит до нашего сознания, до нашего сердца. А потом евангелист Лука описывает то, что произошло дальше. Господь говорит: «Отплыви на глубину и забрось сети». Накануне рыбаки всю ночь трудились, устали, промокли, проголодались, но ничего не поймали. И Петр мог бы законно сказать: «А ты кто такой? Ты же плотник! Иди и занимайся своим делом. А я – рыбак! Ты – не рыбак, что ты меня учишь?» Но Петр говорит: «Мы всю ночь ловили и ничего не поймали, но по Слову Твоему сделаю то, что Ты говоришь». Удивительная сила послушания…
Отплыли, забросили сети и поймали столько рыбы, сколько ни до этого, ни после этого никакие рыбаки не ловили такими сетями в те времена. Сети стали прорываться. Они позвали на помощь своих товарищей на другой лодке, те приплыли, и они все вместе стали выгружать рыбу, и лодки стали тонуть от того количества рыбы, которое они поймали.
Вот здесь произошло Откровение! Петр понял, Кто у него в лодке, упал к Нему в ноги и говорит: «Господи, выйди от меня, ибо я – человек грешный». Откровение Бога дало ему возможность увидеть самого себя.
Приплыли к берегу, вытянули лодки на берег. Господь говорит: «Идите за Мной, не бойтесь ничего. Я сделаю вас ловцами человеков». И они оставили все: и лодки, и сети, и рыбу, и пошли за Христом.
Вторая история – это когда Господь удивительным образом открыл Себя апостолу Павлу. Апостол о себе пишет в третьем лице. «Я, – говорит, – знаю одного человека. Не про себя скажу, а про человека, которому Господь открыл рай. Он был восхищен до третьего неба, услышал неизреченные глаголы, которые нельзя передать». И далее он говорит: «За великое Откровение дано мне испытание, дан мне язвенник в плоть, чтобы удручал меня». Апостол Павел был тяжело болен, то есть у него была какая-то тяжелая болезнь, которая периодически его мучила. Он говорит, что трижды просил, чтобы Господь избавил его от этого испытания, но Господь сказал ему: «Довольно с тебя Благодати Моей! Сила Моя в немощи совершается!» (2 Кор. 12). Это очень важные слова, дорогие мои!
Итак, условия Откровения - послушание, смирение и осознание своей немощи. А Встреча может возникнуть только в результате Откровения. И чтобы эта Встреча произошла, нужно к ней приготовиться, усвоив определенные принципы настоящего диалога. Их немного, но они очень важны.
Первый закон звучит очень просто – слушать прежде, чем говорить! Величайшее искусство – слушать и слышать другого человека. На самом деле мы этого не умеем. Мы слышим себя. Почему? Потому что у нас обо всем есть собственное мнение, мы заранее знаем, что человеку надо, что он хочет, что он не хочет.
Одному мужчине понадобился утюг. Он пошел к своему соседу за утюгом. Пока по лестнице поднимается, размышляет: «Вот сейчас позвоню, сосед откроет, я у него попрошу утюг, а он мне откажет. Я себя буду плохо чувствовать, мне будет неприятно, придется спускаться, будет грустно …» Идет, так размышляет, подходит, звонит в дверь, сосед открывает, а он ему выпаливает: «Да пошел ты со своим утюгом!»
Вот примерно так строятся все наши отношения. Я на себе проверял. Как-то пришел в магазин, чтобы купить настольную игру для детей, а название забыл. Звоню знакомой, у которой эта игра была, а она трубку не берет. Продавец ждет, я нервничаю. Знакомая перезванивает через минуту, я отвечаю: «Алле! Вы что со мной разговаривать не хотите?!» А из трубки: «Во-первых, здравствуйте …»
Или ребеночек подбегает, говорит: «Мама, смотри, что я нарисовал!» А мама отвечает: «А ты посуду почему за собой не убрал? А почему у тебя дырка на коленке?» Человек захотел открыть себя, потому что для него важно, но его порыв разбивается стену нашей гордости. И Встречи не происходит.
Второй принцип диалога, который является условием этой встречи, – это делиться, а не спорить! Потому что отношения могут быть только в свободных условиях: не навязывать свою волю, не становиться на ступеньку выше, не доказывать свою правоту до хрипоты, а пожалеть, разделить боль. Авва Дорофей говорил, что вразумлять согрешившего брата нельзя, вставая в позицию судьи или учителя. Мы же в основном морали читаем, высказываем свое мнение, которое лишь усугубляет ситуацию.
Третий принцип – понимать, а не оценивать! Почему мы часто боимся что-то сказать о себе? Потому что боимся, что это станет инструментом против нас, что человек будет наши немощи использовать против нас. А невысказанные чувства потом начинают мучить. Мы хотим быть понятыми, поэтому мы должны учиться понимать других.
И главное условие, которое является основой для всего – прежде всего прощать! То есть всегда быть готовым отделить то зло, которое внутри каждого из нас живет, от самого человека. «Я осознаю, что твой грех – не является тобой по сути, поэтому я тебя прощаю». И это условие «всегда прощать» будет давать человеку возможность надежды и доверия.
Вот эти четыре принципа. Я просто рассказал теорию. Но, если мы попытаемся их зафиксировать и наблюдать – как я слушаю, как я делюсь, не спорю, а делюсь, как я понимаю, а не оцениваю, и как я прощаю, то они могут стать для нас очень серьезным началом новых отношений друг с другом, и с Богом. Потому что, научившись общаться с человеком, я и Богу смогу открыть себя нелицемерно, а таким, какой я есть. И сказать: «Господи, вот я. Делай со мной, что тебе угодно».
Помоги Господи!
С пожеланием радости и мира о Духе Святом всегда искренне ваш протоиерей Евгений Попиченко.