Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

29 МАЯ

Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

В 4-ю суб­бо­ту по Па­схе Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет День па­мя­ти Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков, в Бу­то­ве по­стра­дав­ших.

Это пе­ре­хо­дя­щее празд­но­ва­ние бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II 3 сен­тяб­ря 2003 го­да.

Бу­тов­ский по­ли­гон в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дит­ся в чер­те Моск­вы, это ме­сто мас­со­вых за­хо­ро­не­ний жертв ре­прес­сий 30-х – на­ча­ле 50-х го­дов XX ве­ка.

В на­сто­я­щее вре­мя из­вест­ны око­ло ты­ся­чи че­ло­век, рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне за ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ной ве­ры, к ле­ту 2003 го­да 255 из них ка­но­ни­зи­ро­ва­ны Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

На тер­ри­то­рии Рос­сии нет дру­го­го ме­ста, где по­чи­ва­ли бы мо­щи та­ко­го мно­го­чис­лен­но­го Со­бо­ра свя­тых.

Бу­тов­ский по­ли­гон на­хо­дит­ся на зем­ле быв­шей усадь­бы Дрож­жи­но, из­вест­ной с XVI ве­ка. По­след­ним хо­зя­и­ном усадь­бы был И.И. Зи­мин, стар­ший брат вла­дель­ца мос­ков­ской част­ной опе­ры С.И. Зи­ми­на.

По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции име­ние и кон­ный за­вод при нём бы­ли кон­фис­ко­ва­ны в поль­зу го­су­дар­ства, за­вод по­став­лял ло­ша­дей внут­рен­ним вой­скам.

До се­ре­ди­ны 30-х го­дов в Бу­то­ве раз­ме­ща­лась сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ко­ло­ния ОГПУ.

В 1934 го­ду по­чти все бы­ли вы­се­ле­ны из этих мест, в кон­це 1935 – на­ча­ле 1936 го­да на тер­ри­то­рии быв­ше­го име­ния Зи­ми­ных обо­ру­до­ва­ли стрел­ко­вый по­ли­гон «Бу­то­во», где сра­зу же на­ча­ли про­во­дить­ся рас­стре­лы и за­хо­ро­не­ния ре­прес­си­ро­ван­ных лиц. С ав­гу­ста 1937 по ок­тябрь 1938 го­да здесь бы­ли рас­стре­ля­ны и по­хо­ро­не­ны 20765 че­ло­век.

Мас­со­вые рас­стре­лы 1937-1938 го­дов ста­ли след­стви­ем ре­ше­ний По­лит­бю­ро ВКП(б) от 2 июля 1937 го­да и вы­те­кав­ших из них при­ка­зов нар­ко­ма внут­рен­них дел Н.И. Ежо­ва о борь­бе с «вра­га­ми на­ро­да», в т. ч. с «цер­ков­ни­ка­ми».

Рас­стре­лы на Бу­тов­ском по­ли­гоне про­из­во­ди­лись по по­ста­нов­ле­ни­ям вне­су­деб­ных ор­га­нов: «трой­ки» Мос­ков­ско­го УНКВД, ре­же – ко­мис­сии, со­сто­яв­шей из нар­ко­ма внут­рен­них дел и про­ку­ро­ра СССР – «двой­ки». Пред­пи­са­ния на рас­стре­лы под­пи­сы­вал на­чаль­ник УНКВД Мос­ков­ской обл. (в раз­ное вре­мя – ко­мис­са­ры гос­бе­зо­пас­но­сти С.Ф. Ре­денс, Л.М. За­ков­ский, В.Е. Це­сар­ский). При­ве­де­ни­ем в ис­пол­не­ние при­го­во­ров ру­ко­во­ди­ли ко­мен­дант и на­чаль­ник адми­ни­стра­тив­но-хо­зяй­ствен­но­го от­де­ла УНКВД по Мос­ков­ской об­лат­си И.Д. Берг и его за­ме­сти­тель и од­новре­мен­но ру­ко­во­ди­тель Управ­ле­ния ра­бо­че-кре­стьян­ской ми­ли­ции М.И. Се­мё­нов.

На Бу­тов­ский по­ли­гон осуж­ден­ных до­став­ля­ли из мос­ков­ских тю­рем: Та­ган­ской, Сре­тен­ской, Бу­тыр­ской, а так­же из рай­он­ных тю­рем Мос­ков­ской об­ла­сти и из Дмит­ла­га – огром­но­го ла­гер­но­го объ­еди­не­ния, пред­на­зна­чен­но­го для стро­и­тель­ства ка­на­ла Москва-Вол­га (уз­ни­ка­ми это­го ла­ге­ря бы­ли так­же со­ору­же­ны ста­ди­он «Ди­на­мо», Юж­ный и Се­вевр­ный (Хим­кин­ский) пор­ты Моск­вы, жи­лые ком­плек­сы и мно­гое др.).

По­сле при­бы­тия на Бу­тов­ский по­ли­гон осуж­дён­ных за­во­ди­ли в ба­рак яко­бы для сан­об­ра­бот­ки. Непо­сред­ствен­но пе­ред рас­стре­лом объ­яв­ля­ли при­го­вор, све­ря­ли дан­ные и на­ли­чие фо­то­гра­фии. Слу­ча­лось, что казнь от­кла­ды­ва­ли из-за ка­ких-ли­бо раз­но­чте­ний в до­ку­мен­тах, а ино­гда (в еди­нич­ных слу­ча­ях) да­же от­ме­ня­ли. При­ве­де­ние при­го­во­ра в ис­пол­не­ние осу­ществ­ля­ла од­на из «рас­стрель­ных ко­манд» – груп­па из 3-4 офи­це­ров спец­от­ря­да, как пра­ви­ло, лю­дей со ста­жем, слу­жив­ших в ор­га­нах ОГПУ-НКВД со вре­мён граж­дан­ской вой­ны, имев­ших пра­ви­тель­ствен­ные на­гра­ды. В дни осо­бо мас­со­вых рас­стре­лов чис­ло ис­пол­ни­те­лей, оче­вид­но, уве­ли­чи­ва­лось.

На казнь из ба­ра­ка вы­во­ди­ли по од­но­му, каж­дый па­лач вёл свою жерт­ву к краю рва, стре­лял в за­ты­лок с рас­сто­я­ния не бо­лее мет­ра и сбра­сы­вал те­ло в тран­шею. Да­ле­ко не все­гда при этом при­сут­ство­ва­ли врач и про­ку­рор.

Пер­вое вре­мя рас­стре­лян­ных хо­ро­ни­ли в неболь­ших ямах-мо­гиль­ни­ках, ко­то­рые ко­па­ли вруч­ную. С ав­гу­ста 1937 го­да, ко­гда каз­ни в Бу­то­ве при­ня­ли неви­дан­ные в ми­ро­вой ис­то­рии мас­шта­бы, экс­ка­ва­то­ры ка­рьер­но­го ти­па вы­ка­пы­ва­ли для этих це­лей тран­шеи ши­ри­ной и глу­би­ной в 3 м, дли­ной от 150 м.

За день в Бу­то­ве ред­ко рас­стре­ли­ва­ли ме­нее 100 че­ло­век, бы­ва­ли дни (как, на­при­мер, 28 фев­ра­ля 1938 го­да), ко­гда каз­ни­ли бо­лее 500 че­ло­век. Ино­гда, оче­вид­но, при­го­во­рен­ных рас­стре­ли­ва­ли в мос­ков­ских тюрь­мах, а на Бу­тов­ский по­ли­гон при­во­зи­ли толь­ко для за­хо­ро­не­ния.

Боль­шую часть рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне со­став­ля­ют кре­стьяне и ра­бо­чие Моск­вы и Под­мос­ко­вья, ко­то­рых за­ча­стую аре­сто­вы­ва­ли и каз­ни­ли се­мья­ми, вклю­чая под­рост­ков и ста­ри­ков. По­дав­ля­ю­щее чис­ло жертв бы­ли бес­пар­тий­ны­ми, т. е. да­ле­ки­ми от по­ли­ти­ки людь­ми, имев­ши­ми низ­шее об­ра­зо­ва­ние или негра­мот­ны­ми.

При­мер­но чет­верть от об­ще­го чис­ла каз­нен­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне – уго­лов­ни­ки, по­дав­ля­ю­щее чис­ло их бы­ло рас­стре­ля­но за про­шлые су­ди­мо­сти, по ко­то­рым преж­де они уже от­бы­ли срок на­ка­за­ния.

Под ка­те­го­рии «со­ци­аль­но опас­ных» и «со­ци­аль­но вред­ных эле­мен­тов», осуж­ден­ных и рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, под­па­да­ли са­мые раз­ные лю­ди: род­ствен­ни­ки ра­нее осуж­ден­ных, быв­шие цар­ские ми­ни­стры, ни­щие, улич­ные тор­гов­цы, га­дал­ки, кар­теж­ни­ки.

В ян­ва­ре 1938 го­да с санк­ции вла­стей на­ча­лась тай­ная рас­пра­ва над ин­ва­ли­да­ми: в фев­ра­ле-мар­те то­го же го­да бы­ло рас­стре­ля­но 1160 ин­ва­ли­дов.

Боль­шин­ство каз­нён­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли рус­ски­ми (бо­лее 60%), за­тем сле­ду­ют ла­ты­ши, по­ля­ки, евреи, укра­ин­цы, нем­цы, бе­ло­ру­сы, – все­го свы­ше 60 на­цио­наль­но­стей, в т. ч. граж­дане дру­гих го­су­дарств: Гер­ма­нии, Поль­ши, Фран­ции, США, Ав­стрии, Вен­грии, Ру­мы­нии, Ита­лии, Гре­ции, Че­хо­сло­ва­кии, Тур­ции, Япо­нии, Ин­дии, Ки­тая и др.

В чис­ле по­хо­ро­нен­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне – лю­ди, оста­вив­шие след в рус­ской ис­то­рии: пред­се­да­тель 2-й Го­судар­ствен­ной Ду­мы Ф.А. Го­ло­вин, быв­ший мос­ков­ский ге­не­рал-гу­бер­на­тор В.Ф. Джун­ков­ский, один из пер­вых рус­ских лёт­чи­ков Н.Н. Да­нилев­ский, член экс­пе­ди­ции О.Ю. Шмид­та борт­ме­ха­ник Я.В. Бре­зин, пра­внук М.И. Ку­ту­зо­ва про­фес­сор цер­ков­но­го пе­ния и ком­по­зи­тор М.Н. Хит­ро­во-Крам­ской, ху­дож­ник А.Д. Дре­вин, спортс­ме­ны, за­ло­жив­шие ос­но­вы со­вет­ско­го аль­пи­низ­ма.

В зем­ле Бу­то­ва ле­жат пред­ста­ви­те­ли рус­ских дво­рян­ских ро­дов: Ро­стоп­чи­ных, Туч­ко­вых, Га­га­ри­ных, Ша­хов­ских, Обо­лен­ских, Ол­суф­ье­вых, Би­би­ко­вых, боль­шая груп­па быв­ших цар­ских ге­не­ра­лов (ге­не­рал-лей­те­нант Е.И. Мар­ты­нов, ге­не­рал-май­ор М.Ф. Кри­гер, об­ла­да­тель 7 во­ин­ских бо­е­вых на­град ге­не­рал Б.И. Стол­бин и др.).

На Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли за­му­че­ны 739 свя­щен­но­слу­жи­те­лей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: 1 мит­ро­по­лит, 2 ар­хи­епи­ско­па, 4 епи­ско­па, 15 ар­хи­манд­ри­тов, 118 про­то­и­е­ре­ев, 14 игу­ме­нов, 52 иеро­мо­на­ха, 363 свя­щен­ни­ка, 60 диа­ко­нов (в т. ч. 4 про­то­ди­а­ко­на и 1 ар­хи­ди­а­кон), 10 мо­на­хов, 58 мо­на­хинь (в т. ч. 3 схи­мо­на­хи­ни), 14 по­слуш­ни­ков и по­слуш­ниц, 8 свя­щен­но­слу­жи­те­лей (без уточ­не­ния са­на).

За ве­ру на Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли рас­стре­ля­ны 219 ми­рян (пса­лом­щи­ки, чте­цы, ре­ген­ты, пев­чие, цер­ков­ные ста­ро­сты, ико­но­пис­цы, чле­ны цер­ков­ных со­ве­тов, убор­щи­цы хра­мов, цер­ков­ные сто­ро­жа).

В чис­ле каз­нён­ных в Бу­то­ве «цер­ков­ни­ков» – 59 ста­ро­об­ряд­цев, 9 об­нов­лен­цев, бо­лее 60 бап­ти­стов, хлы­сты, «ан­ти­во­ен­ни­ки», еван­ге­ли­сты, сек­тан­ты (без уточ­не­ния, к ка­кой имен­но сек­те при­над­ле­жа­ли; ино­гда сле­до­ва­те­ли так на­зы­ва­ли пред­ста­ви­те­лей «ка­та­комб­ной» церк­ви или ис­тин­но-пра­во­слав­ных хри­сти­ан), а так­же 4 мул­лы и 1 рав­вин.

Пер­вы­ми пра­во­слав­ны­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, рас­стре­лян­ны­ми на Бу­тов­ском по­ли­гоне, бы­ли свя­щен­но­му­че­ни­ки про­то­и­е­реи Алек­сий Во­ро­бьёв, Алек­сий Ка­си­мов и сщ­мч. диа­кон Ели­сей Штоль­дер († 20 авг. 1937).

Боль­ше все­го свя­щен­но­слу­жи­те­лей по­стра­да­ло в сен­тяб­ре-де­каб­ре 1937 го­да и в фев­ра­ле-мар­те 1938 го­да (17 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ло рас­стре­ля­но 502 че­ло­век, 75 из них свя­щен­но­слу­жи­те­ли и мо­на­хи).

По­чти всем, про­хо­див­шим по цер­ков­ным де­лам, предъ­яв­ля­лось об­ви­не­ние по 58-й ста­тье УК РСФСР. По­во­ды для об­ви­не­ния мог­ли быть раз­ные: «со­хра­не­ние церк­ви и на­саж­де­ние тай­но­го мо­на­ше­ства», «бо­го­слу­же­ния на до­му», «недо­но­си­тель­ство», «по­мощь ссыль­но­му ду­хо­вен­ству», при­ют без­дом­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей или, напр., та­кое аб­сурд­ное об­ви­не­ние: «кле­ве­тал, что церк­ви за­кры­ва­ют­ся, свя­щен­ни­ки аре­сто­вы­ва­ют­ся».

Боль­шин­ство под­след­ствен­ных, за­му­чен­ных или об­ма­ну­тых сле­до­ва­те­ля­ми, в кон­це кон­цов при­зна­ва­ли се­бя пол­но­стью или ча­стич­но ви­нов­ны­ми в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти», но в во­про­сах ве­ры цер­ков­ный на­род по­ка­зал се­бя неустра­ши­мым. Ни пыт­ки, ни угро­зы смер­ти не мог­ли за­ста­вить ве­ру­ю­щих от­речь­ся от Бо­га, воз­ве­сти ху­лу на Цер­ковь. Не ред­ко­стью яв­ля­ет­ся «от­сут­ствие в де­ле ском­про­ме­ти­ро­ван­ных лиц», то есть от­сут­ствие но­вых имен, необ­хо­ди­мых сле­до­ва­те­лям для но­вых аре­стов.

С се­ре­ди­ны Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в Бу­то­ве рас­по­ла­гал­ся ла­герь для во­ен­но­плен­ных, ра­бо­тав­ших на стро­и­тель­стве Сим­фе­ро­поль­ско­го шос­се и на кир­пич­ном за­во­де. В 1949 – на­ча­ле 1950 го­да вбли­зи по­ли­го­на был вы­стро­ен по­се­лок из 3 до­мов, в двух из ко­то­рых по­се­ли­лись со­труд­ни­ки НКВД, в тре­тьем рас­по­ло­жи­лась спец­шко­ла для офи­це­ров внут­рен­них служб стран Во­сточ­ной Ев­ро­пы.

В се­ре­дине 50-х го­дов «спец­зо­на» бы­ла лик­ви­ди­ро­ва­на. Сам по­ли­гон, где на­хо­ди­лась ос­нов­ная часть за­хо­ро­не­ний, об­нес­ли глу­хим де­ре­вян­ным за­бо­ром с на­тя­ну­той по­верх него ко­лю­чей про­во­ло­кой. По кра­ям «зо­ны» воз­ник дач­ный по­се­лок НКВД, в ко­то­ром раз­ре­ша­лось стро­ить толь­ко лёг­кие од­но­этаж­ные да­чи без фун­да­мен­тов и по­гре­бов.

В на­ча­ле 70-х го­дов в во­сточ­ной ча­сти Бу­тов­ско­го по­ли­го­на раз­би­ли яб­ло­не­вый сад, об­но­ви­ли об­вет­шав­ший за­бор во­круг.

До 1995 го­да тер­ри­то­рия на­хо­ди­лась в ве­де­нии ФСК-ФСБ и тща­тель­но охра­ня­лась.

На­чи­ная с 1992 го­да мос­ков­ская об­ще­ствен­ная груп­па по уве­ко­ве­че­нию жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий (груп­па М.Б. Миндли­на) с по­мо­щью со­труд­ни­ков ФСК-ФСБ при­сту­пи­ла к ра­бо­те со след­ствен­ны­ми де­ла­ми рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, со­став­ля­лись крат­кие био­гра­фи­че­ские све­де­ния для бу­ду­щей «Кни­ги па­мя­ти».

Вес­ной 1993 го­да по­ли­гон впер­вые по­се­ти­ли род­ствен­ни­ки по­гиб­ших, осе­нью то­го же го­да в его юж­ной ча­сти бы­ла уста­нов­ле­на гра­нит­ная ме­мо­ри­аль­ная пли­та.

С 1997 го­да на Бу­товск по­ли­гон ве­дут­ся ком­плекс­ные ра­бо­ты с це­лью опре­де­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния по­гре­баль­ных рвов, про­во­дят­ся ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ские, гео­бо­та­ни­че­ские, гео­мор­фо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. В 1997 г. был вскрыт один из по­гре­баль­ных рвов: на пло­ща­ди в 12 кв. м об­на­ру­жи­ли за­хо­ро­не­ния в 5 сло­ев, где по­гре­бе­ны остан­ки 149 чел. В 2001-2002 гг. спе­ци­а­ли­сты вы­яви­ли и на­нес­ли на кар­ту 13 по­гре­баль­ных рвов.

Вес­ной 1994 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне был уста­нов­лен Боль­шой По­клон­ный крест (освя­щён 8 мая 1994), со­ору­жен­ный по про­ек­ту скуль­пто­ра Д.М. Ша­хов­ско­го, чей отец, свя­щен­ник Ми­ха­ил Шик, был рас­стре­лян в Бу­то­ве.

25 июня 1995 го­да в Бу­то­ве в по­ход­ном па­ла­точ­ном хра­ме Всех Свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го Бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та бы­ла от­слу­же­на пер­вая ли­тур­гия, ко­то­рую воз­гла­вил рек­тор ин­сти­ту­та про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Во­ро­бьёв.

На­чи­ная с 1994 го­да го­ря­чее уча­стие в де­ле уве­ко­ве­че­ния па­мя­ти по­стра­дав­ших в Бу­то­ве при­ни­ма­ла внуч­ка рас­стре­лян­но­го здесь сщ­мч. Се­ра­фи­ма (Чи­ча­го­ва) игу­ме­ния Се­ра­фи­ма (Чёр­ная).

В 1995 го­ду Бу­тов­ский по­ли­гон пе­ре­да­ли Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. По про­ек­ту Ша­хов­ско­го был воз­двиг­нут де­ре­вян­ный храм во имя Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских (освя­щён в 1996 го­ду), на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го стал внук рас­стре­лян­но­го здесь сщ­мч. про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ва свя­щен­ник Ки­рилл Ка­ле­да .

27 мая 2000 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне со­сто­я­лось гран­ди­оз­ное бо­го­слу­же­ние под от­кры­тым небом, ко­то­рое воз­гла­вил Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II. Бы­ли со­вер­ше­ны Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия и па­ни­хи­да по уби­ен­ным – по­след­няя пе­ред их про­слав­ле­ни­ем на Ар­хи­ерей­ском Юби­лей­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да.

На Юби­лей­ном Со­бо­ре бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны 120 че­ло­век, рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, за по­сле­ду­ю­щие го­ды чис­ло ка­но­ни­зи­ро­ван­ных Бу­тов­ских но­во­му­че­ни­ков удво­и­лось.

Со­бор Бу­тов­ских но­во­му­че­ни­ков воз­глав­ля­ют 6 ар­хи­ере­ев: Ле­нин­град­ский и Гдов­ский мит­ро­по­лит сщ­мч. Се­ра­фим (Чи­ча­гов), Мо­жай­ский ар­хи­епи­скоп сщ­мч. Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов), Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский ар­хи­епи­скоп сщ­мч. Ни­ко­лай (Доб­ро­нра­вов), Бе­жец­кий епи­скоп сщ­мч. Ар­ка­дий (Осталь­ский), Ниж­не­та­гиль­ский епи­скоп сщ­мч. Ни­ки­та (Де­лек­тор­ский), Ве­лиж­ский епи­скоп сщ­мч. Иона (Ла­за­рев).

На Бу­тов­ском по­ли­гон бы­ло каз­не­но мно­го по­чи­та­е­мых иере­ев-свя­щен­но­му­че­ни­ков: бра­тья Ага­фон­ни­ко­вы – Алек­сандр, Ва­си­лий и Ни­ко­лай, Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мов, Вла­ди­мир Мед­ве­дюк, Зо­си­ма Тру­ба­чёв, Иоанн Арт­оболев­ский, Сер­гий Ле­бе­дев, Сер­гий Ма­ха­ев, Петр Пет­ри­ков и мно­гие дру­гие.

Празд­но­ва­ние Со­бо­ру но­во­му­че­ни­ков, в Бу­то­ве по­стра­дав­ших, уста­нов­ле­но в 4-ю суб­бо­ту по­сле Пас­хи. Над по­гре­баль­ны­ми бу­тов­ски­ми рва­ми еже­год­но со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние, воз­глав­ля­е­мое Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, в ко­то­ром при­ни­ма­ют уча­стие де­сят­ки ар­хи­ере­ев и сот­ни свя­щен­но­слу­жи­те­лей Моск­вы и Мос­ков­ской об­ла­сти, сте­ка­ют­ся ты­ся­чи па­лом­ни­ков.

Молитвы

Тропарь собору новомучеников, в Бутове пострадавших

глас 4

Всуе шатается богоотступных соборище,на Христа возстает древней лютостию,устрелянием убо тщится дерзостне христоносных в Бутове мученик одолети,но всеславное тех Серафимово воинство,всеоружие восприим Креста,утверждает веру ревностию,упование страстотерпчеством, водворяяся в Царстве всепобеждающия любве.

Кондак собору новомучеников, в Бутове пострадавших

глас 6

Русская Голгофа Бутово-село показася, яко древо спасения воздвигше Соловецкий крест, яко гроб святый явивше пребезмолвныя рвы – громогласныя свидетелие страстей и воскресения.

Молитва собору новомучеников, в Бутове пострадавших

О святии бутовские мученицы и вси исповедницы и номученицы российстии, во всяком возрасте и сословии за Христа пострадавшие, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшие и венец жизни от Него приявшие. Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных

Источник: Материал с сайта azbyka.ru

***

Дорогие друзья, если вам нужна духовная поддержка, вы можете заказать молитвенную помощь для себя, родных и близких в нашем храме:

Поставить свечу

Заказать молебен о здравии

Сорокоуст о здравии

Поминовение на год

В Успенском Соборе в Екатеринбурге службы совершаются каждый день.

Наш адрес: Екатеринбург, ул. Кирова, 65

Все вопросы вы можете задать по телефону 8-908-923-05-04 (доступен WhatsApp, Viber, Телеграм)

Электронный адрес: info@soborviz.ru