– Здравствуйте, дорогие мои друзья! Пусть мир и благословение Божье пребывает со всеми нами. Радости, праведности и мира о Духе Святом! Доброго всем дня!
Святки, святые дни – это дни, в которые мы живем рождением Господа нашего Иисуса Христа. Дни, в которые мы делимся той радостью, которую Господь щедро раздает. Я надеюсь, что мы причастны этой радости, радости о Духе Святом, не просто потому, что закончился пост, что стало немножко физически легче. Все-таки не для животной, не для физической радости мы шли этим путем, а чтобы прикоснуться к земле обетованной, чтобы ощутить, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
В Священном Писании есть такой эпизод, который порой вызывает недоумение: когда Моисей вел израильский народ из Египта, то зачем понадобилось сорокалетнее путешествие по Синайской пустыне? И так бывает в духовной жизни недоумение: почему невозможно сохранить ту радость, к которой человек прикасается в первые годы своей духовной церковной жизни, называемые периодом неофитства? Человек узнает веру, открывает для себя богослужение – литургию, Причастие, все бывает в первый раз, и как будто Господь носит на руках. И так бы хотелось, чтобы эта радость, легкость, ясность сохранились на всю церковную жизнь. Но наступает период охлаждения, сухости, труда, иногда безнадежности – иногда кажется, что Господь не слышит, что Он оставил.
Когда Моисей послал соглядатаев в землю Ханаанскую, до которой израильский народ дошел неспешно, размеренно в течение года – с учетом того, что они несколько месяцев стояли около горы Синай, что народ был многочисленный, у них было 600 000 мужчин призывного возраста, не считая женщин и детей. То есть можно представить – это трехмиллионный город идет по пустыне, останавливается, питается манной. Когда ропщут, Бог посылает им испытание в виде перепелов, которыми они так объедаются, что им становится невыносимо – многие из них умирают от пресыщения.
А потом доходят до земли обетованной. И вот соглядатаи пришли, посмотрели, принесли виноградную кисть. Причем эту виноградную кисть несли двое на шесте – она была такого размера, что один человек нести ее не мог. Они стали рассказывать про то, что в этой земле укрепленные города, что там живут люди-великаны и что все израильтяне там погибнут. И только двое из соглядатаев говорили о том, что с израильтянами Бог, что не надо вносить смуту в народ.
И народ заразился трусостью, «шкурным» вопросом – что надо как-то сохранить себя, не надо туда идти. Люди стали роптать на Моисея: «…О, если бы мы умерли в земле Египетской или в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию! Чтобы мы пали от меча?» И Бог говорит Моисею: …не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. Моисей разворачивает их от Ханаана и 39 лет водит по пустыне, чтобы умер вот этот рабский дух, чтобы все, кто вышел из Египта и был воспитан египетским рабским настроем, не вошли в землю обетованную.
Так и в нашей жизни бывает: мы узнаем веру, воспламеняемся, делаем первые шаги, вроде как доходим до каких-то впечатлений радости духовной, а потом оказывается, что в нас столько еще этого рабского духа, эгоизма, самолюбия, гордости, тщеславия! То есть той мертвечины, которая не дает Святому Духу жить в нашем сердце. И Господь вынужден уводить нас в пустыню поста, молитвы, скорбей, преодоления самих себя, для того чтобы постепенно это все изжилось через подвиг, подвиг веры, через движение – последовательное, целенаправленное, постепенное, шаг за шагом к этой обетованной земле.
Пустыни не надо бояться. В этом – необходимость. Редкий человек, как преподобный Досифей, может в течение пяти лет своей верой, послушанием, смирением достичь желаемой земли обетованной, желаемой цели. В основном все идут одним и тем же путем – через умирание ветхого человека и воскресение нового, духовного, по нраву Господа Иисуса Христа. Помогай нам всем Господь.
Записал Игорь Лунёв