– Здравствуйте, дорогие мои друзья! Пусть мир и благословение Божие пребывает со всеми нами. Радости, праведности и мира о Духе Святом. Доброго всем дня и хорошего настроения.
Мы по-прежнему идем путем чтения Священного Писания. Я очень надеюсь, что те, кто на этот путь встал, пройдет его до конца – несмотря на трудности, на суету, на отвлечения, на потерю способности читать книги. Об этом хотелось бы поговорить в одной из передач.
А сегодня – поговорить о том, что поразило в одной из глав Книги Чисел. Когда израильский народ Моисей развернул от земли обетованной и увел в пустыню, по слову Господню, пришли они в пустыню Син. И в очередной раз жестоковыйный еврейский народ стал роптать на Моисея: «Зачем ты нас сюда привел? Что мы здесь будем делать? Мы здесь все погибнем от жажды!» И Господь говорит: «Возьми жезл твой, и Я явлю славу перед непокорным народом, чтобы они увидели, что Я – Господь и что Я о них забочусь. Подойди к скале и ударь по ней своим жезлом – и разсядется камень, и потечет вода».
Там всего два стиха, которые поразили до глубины души. Первый – Моисей подошел к скале и ударил дважды. А в следующем стихе Господь говорит: «Моисей, что ты наделал? Почему не дал явить Мою славу народу Божиему? За этот грех ты не увидишь земли обетованной». И правда: дошли до Иордана, Моисей взошел на гору, увидел через Иордан обетованную землю, к которой он шел сорок лет, вел народ за собой, но, как сказано, «приложился к праотцам своим, к народу своему» – то есть умер.
Весь подвиг, – подвиг веры, подвиг самоотвержения, подвиг ходатайства за народ… Господь однажды сказал на Синае: «Я уничтожу этот народ. Сколько можно его терпеть?» Моисей говорит: «И меня вместе с ним, Господи!» – «Нет, ради тебя сохраню народ». И вот этот нечеловеческий подвиг – всего за одну строчку: «Ударил дважды». Понятно, что за этими несколькими словами стоит целая человеческая трагедия. Моисей, получается, не поверил Богу, или засомневался, или смалодушествовал. Один раз ударил – может, вода не пошла. Второй – может, с раздражением каким-то: «Ну где Ты? Где Твоя слава?» И это просто потрясающе. Кажется, Господь не мог, что ли, пожалеть, сказать: «Ну ничего, парень немножко смалодушествовал. Что такого? Простительно, никто же этого не видит, никто же ничего не поймет». Но, видимо, у Бога с Моисеем были отношения настолько близкие, настолько родные и доверительные, что этот эпизод, который стал ключевым, был недопустим. И Моисей не вошел в землю обетованную.
Когда это читаешь – думаешь о себе, о нашей повседневной жизни, о наших отношениях с Богом. Насколько мы легко Бога кидаем, легко Его бросаем, легко можем повернуться к Нему спиной, вообще – в угол Его поставить, дверь закрыть для Него: «Ты где-то там за дверью постой. Я сейчас свои дела доделаю, удовлетворю свои страстишки – а потом Тебя позову, так и быть». Насколько мы к Богу невнимательны! И насколько несоизмерима вот эта пропасть: как можно и нужно быть с Богом в отношениях – и как у нас обычно это происходит…
Конечно, самый страшный грех из всех грехов, которые человек совершает, – это неверие, недоверие Богу. Федор Михайлович однажды сказал: «Если Бога нет, то все позволено». От неверия возникают все человеческие беззакония – и убийства, и измены, и подлость, и трусость, и прочее. Потому что человек Бога выставляет из своей жизни.
Важнейшее качество, свойство человека, которое делает его человеком, – сверять свой путь с небом. Это человек, стремящийся к вечности, человек, который ходит перед Богом, который очень внимателен к присутствию Бога в своей жизни. Помогай нас всем Господь!
Записала Татьяна Муравьева