– Здравствуйте, дорогие мои друзья! Пусть мир и благословение Божье пребывает со всеми нами. Радости, праведности и мира о Духе Святом! Доброго всем дня!
Почти месяц мы с вами уже общаемся, дорогие мои телезрители. И, конечно, очень хотелось бы получить обратную связь – что так, что не так, какие вопросы, какие темы интересны для обсуждения. Пастырю всегда удобно быть в диалоге. Конечно, есть мысли, которыми хочется поделиться, есть наблюдения... Но всегда важно слышать и чувствовать то, что необходимо твоей пастве. Поэтому прошу: пишите на почту телеканала «Союз».
И когда у нас с вами бывает встреча в «Беседах с батюшкой» (приблизительно раз в месяц), то всегда не хватает времени ответить на все вопросы. Кто-то дозвонился, но не успел спросить, кто-то оставил вопрос диспетчеру, а вопрос не вошел в передачу… Но всегда есть желание продолжить диалог. «Благая часть» может быть замечательной площадкой для нашего общения. Пишите, спрашивайте, буду рад ответить.
Один из вопросов был такой: «Как быть, когда ребенок, достигнув подросткового возраста, ушел из храма и обозначил, что до этого времени он был в храме только из-за того, что слушался родителей?» Во-первых, не надо это воспринимать как вселенскую катастрофу, потому что для Бога важнее всего человеческая свобода. Невольник – не богомольник. Нельзя человека заставить любить, любовь может быть только свободной, по велению сердца.
Богу не нужно, чтобы человек был куклой с кнопочкой, на которую нажимаешь, а кукла: «Я тебя люблю». А так вот лежит… как бревнышко безжизненное. То есть Богу важно, чтобы наше сердце Ему было отдано свободно. Для этого человек должен найти Бога. А для этого он должен пройти определенный путь, может быть, каких-то потерь, каких-то разочарований, жизненной трагедии, чтобы его сердце умягчилось, чтобы эгоизм стерся, чтобы самонадеянность пришла к какому-то минимуму, чтобы у человека возникла надежда на Бога.
И в этот период очень важно сохранить человеческие отношения и научиться говорить со своими детьми о том, что для них важно. Не о том, что важно для тебя, не морали читать, ведь дети очень хорошо улавливают: мораль это или просто доверительное общение. На самом деле им очень не хватает близкого взрослого человека, с которым можно поговорить. И они этого ищут. А еще очень важно делиться своими чувствами, тем, как мы проживаем веру. Это не то, зачем нужно ходить в храм, а то, как ты сам проживаешь жизнь в храме, что для тебя молитва, что для тебя Причастие.
К сожалению, оказывается, что об этих дорогих для нас событиях мы не можем рассказать вдохновенно, художественно. У нас сразу как-то слова слипаются, и мы, кроме каких-то общих банальных фраз, что это полезно, нужно, что это от грехов помогает, ничего сказать не можем. А для ребенка сначала важно, может быть, через ум, через рассудок какие-то слова, аргументы найти.
Еще, конечно, очень важно Богу молиться. У нас однажды произошел такой эпизод. Мы с детишками пошли в кафе, было окончание небольшого отпуска, каникул, мы хотели подвести этому итог. И ожидалось, что дети скажут какие-то слова благодарности, потому что мы с матушкой вложились эмоционально, физически и материально, чтобы показать детям важные места столицы нашей Родины. А у них какое-то такое настроение – вошли вот в этот стеб: один какое-то слово сказал, другая… Сели за стол, вроде и атмосфера приятная, но как-то это все крутанулось – бес реально закрутил. Зацепили сестренку, та расстроилась. И вот туча повисла… И пауза…
Я говорю: «Что нам теперь делать?» Вечер испорчен, какая-то безнадега – как из этой черной мути выпутываться, когда у всех печаль, ощущение, что все плохо? Говорю: «Ну, отвечайте за свои слова. Вы этими словами разрушили наш маленький мир. Давайте теперь как-то переключайте нас». Они сразу посерьезнели, начали как-то оправдываться.
В этот момент я от всего сердца к Богу обратился: «Господи, помоги! Что-то надо делать!» И всегда в такие моменты, когда туча нависнет, вдруг приходит какой-то глас хлада тонка – веяние тихого ветерка, Дух Святой приходит… Смотрю, старшая дочка поднялась и начала говорить слова благодарности родителям, начала подводить итоги, потом сын тоже включился. И развеялся этот морок.
Потом я сказал: «Ребята, очень важно: это случилось потому, что удалось Богу от сердца помолиться». Думаю, такие моменты, когда Бог пришел и реально очистил нас от скверны, дети запоминают лучше всего – эмоционально, умом, через собственное проживание. Как раз эти эпизоды могут формировать веру – когда есть понимание, что мы Богу помолились, Он пришел и дал нам радость. Вот такими моментами ребеночек сохраняется в ощущении присутствия Бога в жизни. Помогай нам всем Господь.
Записал Игорь Лунёв