– Здравствуйте, дорогие мои друзья! Пусть мир и благословение Божье пребывает со всеми нами. Радости, праведности и мира о Духе Святом! Доброго всем дня и хорошего настроения!
Недавно подошла одна раба Божья с такой проблемой. Как раз было время молитвы за усопших сродников. И она говорит: «Как быть, если мне не хочется молиться за моих усопших сродников?» Ну, бывают такие жизненные обстоятельства, в которых не возникает душевной близости. Мы же не обязаны всех своих знакомых, вообще всех, кто попадает в сферу нашего внимания, записывать себе в помянник, это слишком самонадеянно – брать на себя такую ответственность. В том числе среди этих людей могут оказаться и близкие, с которыми не сложилась душевная близость. «Грех это или не грех?» – спросила она.
Грех ли – не молиться за своих сродников? Если в буквальном смысле, то, наверное, нет такого греха, когда человек не хочет молиться за кого-то. Потому что молитва – это все-таки выражение нашей любви и нашего сочувствия, сострадания к человеку. Но в том-то и дело, что наши отношения с Богом не ограничиваются только тем, чтобы не нарушить заповеди. Может быть, в ветхозаветное время этого было достаточно – Господь дал закон, и исполняющий закон был праведен перед Богом. Но пришла полнота в Личности Иисуса Христа. И как говорит пророк Давид: «Уклонись от зла и сотвори благо».
Недостаточно не делать зла, очень важно научиться усилием воли выбирать благое. Именно об этом Господь будет спрашивать на Страшном Суде: «Я был болен. Ты ко Мне пришел?» И, наверное, Господь все-таки этого ожидает от нас… Есть такие понятия – реактивные и проактивные люди. Реактивные – те, кто реагирует на вызов: задели – человек отреагировал, дернули – он двинулся, попросили – откликнулся, не попросили – остался в прежнем положении, состоянии. А проактивные – это те, кто идет вперед, что-то предупреждая.
И Богу важно, чтобы наше сердце было чутким, внимательным, чтобы мы научились думать о ближнем и действовать на опережение. Не просто тогда, когда больной своим бесконечным заунывным канюченьем нас вынудил на что-то, а узнали, что человек заболел – и сразу же помощь предложили. Не для того даже, чтобы выглядеть прилично, а чтобы реально помочь.
Чем помочь? Быть готовым денежек одолжить или продуктов привезти, если человек попросит. И вот это качество определяет христианский дух, готовность сделать усилие, выйти из своей привычной зоны комфорта туда, где требуется твое внимание, любовь, доброта и забота. Если рассуждать о молитве именно в таком ключе, то все-таки молитва, если она совершается по любви, – это подвиг. А любовь не ищет своего.
И, может быть, не молиться за своих сродников – это не грех, но это недостаток любви, это неполнота нашего сердца, это узость сердца, неготовность, неспособность вместить окружающих людей, тем более родных, близких, с которыми мы связаны узами, образом жизни. А христианин все-таки должен свое сердце превратить в храм Божий, который исполнен любви, милосердия, сострадания, готовности отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом. Будем трудиться над душой, и помогай нам в этом Господь.
Записал Игорь Лунёв