– Здравствуйте, дорогие мои друзья! Пусть мир и благословение Божье пребывает со всеми нами. Радости, праведности и мира о Духе Святом! Доброго всем дня и хорошего настроения!
Во время Великого поста обычно во всех храмах проходит таинство Елеосвящения (Соборования) – дополнительное средство для нашей души и нашего тела, в недугах пребывающих. Елеосвящение основывается на словах апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви – и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; если же он соделал грехи – простятся ему».
Причина наших страданий, и душевных, и физических, – это грех, нарушение жизненных законов. Бог вложил их в нашу природу. Если человек соответствует этим законам и пытается им следовать, он максимально сохраняет себя от гниения и тления. Грех же и смерть – понятия тождественные: Возмездие за грех – смерть... Грех проникает в нашу душу, наше тело и начинает, как радиация, разъедать их изнутри.
Внимательный к своей духовной жизни человек следит за тем, чтобы яд не проникал внутрь. А если он отравился, то нейтрализует этот яд, принимая определенные средства или выдавливая его из себя определенными духовными упражнениями. Но иногда необходима дополнительная помощь, и тогда человек приходит на соборование.
Обычно Великим постом в храмах на каждой неделе установлен день для таинства Соборования. Для того чтобы это таинство принесло пользу, человек должен к нему подготовиться. В первую очередь человек должен быть на связи с Церковью. Неправильно, когда человек десять лет в Церкви не был и вдруг где-то услышал: «Сходи пособоруйся». И вот он пришел, встал со свечкой и включился в процесс.
Нет. Человек, не живущий церковной жизнью, тот, кто не исповедуется, не причащается, со временем от Церкви отпадает. Веточка, в которую не поступает живой сок из древа, засыхает, порыв ветра ее отламывает, и она умирает... В нас все время должна циркулировать Кровь Христова. Если человек не причастен телу Церкви, он – мертвый член, в нем нет жизни.
Поэтому, прежде чем дойти до таинств Церкви (не только соборования, но и венчания, например), человеку необходимо стать частью Церкви. Это происходит через исповедь и Причастие. Жизнь в человеке восстанавливается посредством привития к Церкви через исповедь. Так что изначально человек должен исповедоваться. Если священник благословит.
Не всегда так бывает, потому что человек приносит с собой целый ворох всяких своих историй, и какие-то грехи являются препятствием к причастию. Тогда необходима епитимья, определенный карантин, то есть процесс восстановления жизни в Церкви. Вот когда человек сломал ногу, он не может ходить, нужно в гипсе месяц полежать, чтобы заново освоить навыки. Так и на изломе души бывает, когда надо побыть на карантине.
Исповедовался – и священник, как уполномоченный от Церкви, обладающий определенными понятиями, навыками, знаниями, умениями, принимает решение, какое лекарство человеку полезно, а что нужно отложить. Дает какие-то советы, рекомендации. Но соборование уже возможно, потому что человек через исповедь к Церкви подошел. Это полезно тем, кто ощущает душевные и физические немощи. Для этого человек должен быть ответственным и сознательным.
В течение поста несколько раз подходили люди и спрашивали: «Батюшка, а мне можно собороваться? Нужно собороваться?» Я всегда говорю: «Решайте сами. Я уже раз пятьсот обозначал условия, правила. Вы сознательный человек, возьмите ответственность на себя и примите решение – надо Вам собороваться или нет».
Но надо помнить, что нельзя собороваться на всякий случай, не стоит собороваться для профилактики, за компанию. То есть такие легкомысленные мотивы для принятия человеком этого сильнодействующего лекарства недопустимы. Ответственно – подумал, взвесил, почувствовал: есть какие-то страсти, которые тебя мучают, и ты не можешь из них выкарабкаться? Это твои отношения с Богом, ты за них отвечаешь.
Принял решение, благословился – пошел на соборование. Но не надо священнику все время твердить: «Батюшка, примите за меня решение – собороваться мне или нет». Это неверно, это незрелость, инфантильность. А если прошел соборование, то это удивительное, глубокое таинство ставит черту, после которой должна начаться новая жизнь. Человек подводит итог: то, что было в прошлом, – в прошлом; соборование начинает новую жизнь.
Господь должен видеть в сердце человека решимость начать жизнь ради Христа, а не просто так: немножко здоровье подкачало или пошел свои страсти утешать… Нет. Болезнь – это рубеж, с которого человек должен идти к Богу… И каждый для себя должен поставить эту черту и вступить в близкие отношения с Богом через таинство Соборования. Помогай нам всем Господь.
Записал Игорь Лунёв