На репетиции два раза в неделю сейчас собирается до 25-28 человек в возрасте от 24 до 80 лет. Все они разные: например, несколько прихожан владеют нотной грамотой, у других есть опыт выступлений в светских хорах или пения акафистов в храмах, третьи стартовали буквально с «нуля». И в то же время они очень похожи - их объединяет родственность душ, желание учиться и проводить время с пользой в кругу близких по духу людей.
Господь знает, что кому посылать
«Случилось все как-то быстро. Я вообще хотела в прошлом году поступать в семинарию на регентское отделение. Но накануне подачи документов я серьезно заболела, проболела все лето. Господь знает, что кому посылать. В таком состоянии пойти в семинарию я не решилась. А осенью матушка Ольга Попиченко предложила взяться за приходской хор. Предполагаю, что идея созрела у батюшки. Я решилась, и батюшка благословил», - рассказывает руководитель хора Наталия Бунина.
На прослушивании поделились на три голоса: сопрано, альты и басы. Распевались на народных произведениях - учились слушать и понимать руководителя, быть коллективом. Буквально через несколько репетиций вновь созданному хору доверено участие в приходском концерте ко Дню пожилого человека. На празднике исполнили две песни: грустно-трагическую «Ой, да не вечер» и веселую задорную «Распрягайте, хлопцы, кони». Потом организовали встречу с настоятелем храма отцом Евгением Попиченко. Батюшка дал наставления на труды на ниве пения, ответил на вопросы, поделился своим опытом духовной жизни. Еще одно выступление - уже как некое участие в службе - случилось в храме в ночь Рождества Христова. После Божественной Литургии хор пропел две колядки. С песней «Как по Божией горе» (в жанре старинного канта) народные голоса выступили на Великопостной творческой встрече, подготовленной в основном силами клироса храма.
Богослужебные песнопения начали изучать с «Царю Небесный», с 6-го гласа. Постепенно осваивали другие гласы, разбирали особенности исполнения воскресных тропарей. В Великий Пост познакомились с постным напевом. Хор с интересом откликается на материал из церковного устава, в планах - изучение песнопений Литургии. «Мы очень надеемся, что это нам пригодится, чтобы петь на клиросе», - выражают свои чаяния в коллективе.
Благодарна за доверие
- Как это - руководить хором? Своим опытом поделилась Наталия Бунина:
- Нелегко, конечно. Работа по подготовке к одному занятию идет в течение недели: песнопения нотами записываю, прослушиваю, напеваю разные партии, записываю их голосовым сообщением и отсылаю его в группу в нашем чате, чтобы певчие подучили. Моя большая помощница с самого начала - Елена Терентьева, она распечатывает тексты песнопений для всех. Чтобы лучше донести смысл праздника или песнопения, нахожу толкования - читаю, готовлюсь. Мне эта работа нравится, я благодарна Богу и батюшке за то, что мне доверили это дело. Хор для меня - отдушина, источник положительных эмоций и творчества. Я рада, что люди приходят с большим желанием, им интересно. Люди подобрались теплые отзывчивые, хотят разбираться в смысле песнопения, хотят петь Богу, это очень ценно. И мне это дает силы для дальнейшей творческой работы.
Чтобы войти в тему управления хором, по совету матушки я обратилась за помощью к доценту, преподавателю педагогического университета по хоровому пению и дирижированию Александру Николаевичу Соколову. Ходила на занятия к нему, смотрела, как он работает с хором, какие использует распевки. Много хорошего у него почерпнула.
Высокого класса сопровождение на наши концертные номера предоставляет наша прихожанка концертмейстер Екатерина Рослякова. Она радует своими композиторскими способностями, придумывая к песням вступления, проигрыши. Мы с ней познакомились на одном из мероприятий, подружились. Когда образовался приходской хор, я обратилась к Кате за помощью. Она не отказала. Спасибо ей большое.
Жгло в груди от жажды петь Богу
- Как начинался Ваш певческий путь?
- В детстве занималась в музыкальной школе, потом получила музыкально-педагогическое образование. 2005 год, моя семья жила в Алматы (Казахстан). Я была прихожанкой Богоявленского храма. У клироса репертуар был хороший, но небольшой. Я ходила в храм в основном по воскресеньям, «подмурлыкивала» песнопения тихонько. И однажды поняла, что репертуар хора знаю почти наизусть - по слуху выучила. Мне очень захотелось петь самой. Настолько сильно жгло в груди: «хочу петь Богу», что не могла больше ждать, в душе горело.
Еще момент, который к клиросу подвиг. На праздник Серафима Саровского 15 января настоятель храма благословил прихожанам читать акафист этому святому. Я к тому времени побывала в Дивеево, поэтому и пришла на акафист. Читать начал клирос. Я стояла в сторонке, про себя думала: «Я читать не умею, что буду позориться, лезть. Послушаю». Но певчие начали настойчиво привлекать прихожан. Подошла моя очередь. По церковно-славянски я читать не умела, к аналойчику подошла с большим страхом. А начала читать - почувствовала благодать. Читала, и в мыслях было: «Мне нравится стоять на этом месте, с певчими, вот так бы всегда».
Но в Богоявленском храме был мужской хор. Поэтому я поехала в другой, ближайший к дому храм - Христа Спасителя. Пришла на клирос, обо всем рассказала. Это было в первую неделю после Пасхи, 16 апреля 2010 года в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Оказалось, что с регентом этого храма мы в детстве учились в одной музыкальной школе. Она увидела мое горение, стала меня очень много, интенсивно учить. Поставила мне условие: «Ты будешь ходить каждое утро и вечер с понедельника по пятницу в течение месяца». Я согласилась. В результате я проходила два месяца. И только после интенсивных занятий мне дали петь партию самостоятельно. Так я стала певчей.
Вам певчие нужны?
- А как Вы пришли в Собор Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе?
- В Екатеринбург наша семья приехала в 2015 году. Я приехала в Верх-Исетскую ФМС на регистрацию. Поворачиваю голову налево и вижу на заборе рекламный пост - Собор Успения. Времени зайти в храм не было, поехала домой. На следующий день утром служился праздник Покрова Пресвятой Богородицы. И в этот день на вечернюю службу я приехала в наш храм, отстояла службу, к регенту праздничного хора Евгении Охановой подошла, спросила: «А вам случайно певчие не нужны?» А она мне в ответ: «Я когда вас увидела, подумала, что вы на певчую похожи». Сразу же повела меня в келью к батюшке. Я рассказала, что приехала, что есть опыт пения в храме и что дальше хочу петь. Ищу место, где могу служить. Батюшка благословил попробовать, а что будет дальше - будет видно.
На следующий день, 15 октября была моя первая служба. Пела с Татьяной Окладниковой. Познакомились. В середине службы она говорит мне: «Сейчас мы допоем службу, и ты мне расскажешь, где мы с тобой раньше пели». Я была уверена, что не пели мы вместе. А она все равно: «Ну, скажи, в каких городах ты была. У нас голоса похожи». И очень душевно тепло мы спели первую песню. Почувствовали родственность. Все песнопения, которые она выбирала для Литургии, были мне хорошо знакомы. Такое ощущение, что я пришла в СВОЙ храм. Так Господь привел. Попробовала несколько дней, осталась, и до сих пор это продолжается. Так и прижилась.
Пополняем молитвенный запас
Александр Чистяков:
- Батюшка после службы объявил, что хор создается. Я пришел. Петь люблю - караоке, под гитару. Под гитару можно как угодно петь, все хорошо получается. А тут профессионально: ни полшага вправо, ни полшага влево - дисциплина. Сложно, конечно, в ноту попадать. Спасибо Наталье, что так долго нас терпит.
Лариса Слободенюк:
- Нравится пение духовное. Появился какой-то смысл. Больше службу понимаешь. Люди с желанием идут, настроение у всех приподнятое.
Елена Терентьева:
- Пение - это радостно. Самое сложное в моей ситуации было освободить два часа в воскресенье, т.к. это день богослужений, семьи, детей. Благодаря хору, я теперь могу с домашними петь тропари и кондаки праздников. Хор больше сблизил меня с прихожанами.
Андрей Саврасов:
- Профессионально не пел никогда, но знаю, что петь могу: есть немного слух и голос. Взять и запеть на клиросе только по своему собственному желанию невозможно, вне зависимости от навыков и умения. Нужно нечто большее. Люди, которые поют, должны понимать, что если у них есть навыки к пению, то это не их, и они обязаны этим делиться. Я человек верующий, воцерковленный. Петь бестолковые песни неохота. А если небольшое умение петь будет доставлять удовольствие людям в храме, то это правильно. Хотелось быть участником богослужений. Исходя из нашего практического опыта пения на клиросе, понял, что молитва более четкой получается и присутствие на богослужении более осознанное. Занятия наши профессионально построены. Чувствуется большой опыт руководителя, плюс получаем полезные разъяснения и в части литургики, и в части песнопений. Это очень полезно. Приятно находиться в обществе православных верующих людей. Меня вдохновляет искреннее желание людей петь - вне зависимости от возраста и возможностей.
Татьяна Дьячкова:
- Люблю петь. Пою с детства, играю на гитаре чуть-чуть. Решила ходить из-за мамы - чтобы она чаще была в храме. Здесь обучение не только пению, но и духовной жизни. Мне понравилось высказывание отца Андрея Ткачева, что в жизнь вечную мы сможем взять только пение, это то, что нам пригодится в вечной жизни. Для меня это луч света: и посещение храма, и пение. И атмосфера в хоре добрая, семейная сложилась. С удовольствием прихожу, с удовольствием со всеми общаюсь. Может, потому что руководитель такой – душевный, духовный. Думаю, что мы все собрались, потому что общее духовное родство с нашим руководителем и между собой.
Светлана Зеленская:
- Радость получаю. Нравится наша Наташа. Она очень позитивный человек. Она научила нас многим умениям. Я в обычном хоре раньше пела. Для меня открытие - на разные гласы петь. Учусь на теологическом факультете горного университета, мне занятия в хоре помогают. Жду каждой новой встречи. Радость от общения - между собой мы все передружились. Спасибо большое Наталье, батюшке, что благословил!
Татьяна Кочергина
- Стал пополняться мой словарный молитвенный запас. Песни и молитвы в голове весь день потом «пою». Состояние благостное. Мне хорошо, когда я нахожусь при храме, в компании единомышленников. Храм – это второй дом. Нас всех объединяет одна общая цель – спасение. Здесь всегда есть люди, с которыми можно поговорить, получить поддержку. И хор - это одно из таких мест. Первое время думала, что не могу петь. Села в ряд с басами. А на прослушивании Наталья объяснила, что у меня голос высокий, и если буду работать, он расцветет. Голос – как грубый камень, который нужно обработать, чтобы он засиял алмазом. Пропуски болезненно переживаю, хочется идти, петь, с близкими по духу людьми находиться.
Валерий Викторович Чистяков:
- Каждый день теперь читаю акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная», который мы изучили на хоре. Слова сложные повторяю. Читаю на ночь, потом крепко сплю. Занятия у нас в помещении библиотеки проходят, благодаря хору книги стал в приходской библиотеке брать. С новыми людьми познакомился.