– Христос воскресе! Пусть мир и благословение Божие пребывает со всеми нами. Радости, праведности и мира о Духе Святом. Доброго всем дня и хорошего настроения.
Сегодня Светлая суббота – последний день Светлой седмицы. Вся неделя была как один день Пасхи. Можно было приступать к Святой Чаше Христовой. Подготовка к причастию гораздо более спокойная, чем во время поста. Молитвенное правило немножко послабляется. Пост нестрогий – сплошная неделя. Всю неделю служба совершается одним чином. Постоянное ликование о Христовом Воскресении, царские врата открыты. Всегда немножко грустно, когда суббота заканчивается и перед вечерним богослужением, уже на воскресный день, царские врата закрываются. Ощущение, что Царство Божие снова прикрывается, потому что алтарь – это символ Царства Небесного. И вновь труд, вновь подвиг, вновь усилия.
В субботу на литургии читается особая молитва на раздробление артоса. Артос – это большой хлеб, который все время Светлой седмицы стоял в царских вратах. Его брали с собой на крестные ходы. Его освящали специальным чином. Затем этот хлеб, после молитвы, раздробляется и раздается верующим как величайшая святыня, которую хранят у себя в красных углах вместе с крещенской водой. В какие-то трудные минуты жизни, когда на сердце грусть, этой святыней мы можем укреплять свою телесную и душевную немощь. Не пропустите этот момент! Конечно, в основном в храмах на воскресный день раздается часть артоса, чтобы в полноте прихода поделиться этой святыней.
Светлая суббота. Дай Бог нам с вами сохранить ту радость, которую мы стяжали во время поста и на Светлой неделе, – ликованием, молитвой, раздачей этой радости бедным, нуждающимся, которых мы успели посетить. Но каждое воскресенье мы к этой радости будем возвращаться. Воскресенье – малая Пасха. Оно неизбежно должно быть связано с участием в жизни Христа – в Евхаристии, причастии. Христианин живет от воскресенья до воскресенья и всю свою жизнь меряет Чашей Христовой. Если то, что мне сейчас захотелось сделать, меня к Чаше приближает, я это делаю. Если от Чаши удаляет, я избегаю этого поступка.
Когда человек совершает выбор, ориентируясь на собственные ценности, он управляет собой, управляет своей жизнью. Если человек руководствуется инстинктами или стимулами, которые приходят извне, от людей («все так живут, меня так воспитали, у меня такой характер»), это может быть каким-то оправданием, но человек тогда мало отличается от животного, у которого тоже есть инстинкты, рефлексы... У человека, особенно у христианина, имеющего ярко выраженные ценности, всегда есть зазор между событием и реакцией на это событие. Этот зазор основывается на наших ценностях. Центральная святыня – это Чаша Христова, которую нужно беречь, к которой нужно стремиться. И жить от причастия к причастию. Помогай нам всем Господь!
Записал Владислав Рябов