– Как-то захожу на территорию собора и вижу – навстречу идет уже более-менее знакомый человек, который периодически к нам заходит. Он видит меня и обращается ко мне с вопросом, точнее – с жалобой на жизнь. Причем с каким-то наездом, гонором говорит: «Почему я никому не нужен? Почему никто мне не помогает? Почему меня не берут на работу? Я уже шесть лет, как освободился, и нигде не могу себя применить!»
И сразу хочется сказать: «Почему? Ты подумай: почему люди не хотят с тобой общаться?» А у него все люди виноваты, люди плохие… Разворота к себе не происходит.
Причем не первый раз эта встреча; где-то раз в полгода человек приходит и все с одним и тем же запросом: «Прими меня на работу!» Я отвечаю: «И что мы с тобой делать будем на работе? Это же община, это живой организм. Нужно сначала хотя бы стать прихожанином, мировоззрение воспринять. А так ты со своими понятиями придешь… У нас тут реабилитационный центр, что ли? Это же живой человеческий организм; если в него входить, то нужно это сделать как-то аккуратно, естественно, гармонично; занять свое место. С чего начать? Я это уже не в первый раз говорю: нужно начать работать над собой. Хотя бы раз в неделю, в воскресенье, два часа времени найди, чтобы просто приходить в храм и ставить себя перед Богом. Пусть ничего не понимаешь, пусть пока тяжело, пусть непривычно – просто себя хотя бы волевым усилием приводи и ставь перед Богом. Потихонечку атмосфера Церкви начнет проникать в твою душу, какие-то вещи начнут вытесняться, какие-то мысли начнут приходить. Начни книги читать».
Он говорит: «Когда мне читать? У меня там то, се…» – «Не работаешь – начни добровольцем, просто стань сам нужным для людей, начни кому-то помогать». Нет, такая уверенность, что тебе кто-то должен. Да кто тебе должен? Ты почему так настроен? Привык, что государственная система в казенном учреждении обеспечивает твой быт – и все, что ли? Так надо отвыкать». Я – одно, он – другое, и мы стоим как фехтовальщики. Но так кашу не сварить, потому что если человек спрашивает: «Что мне делать?», он должен иметь способность услышать ответ.
На самом деле нужно хоть что-то начать делать с самим собой – не с людьми, не с жалобами, а с самим собой. А это путь покаяния, то есть человеку на самом деле нужно покаяться, перевернуть свое сознание на 180 градусов. Ты-то думал, что все тебе тут должны обеспечивать твое бытие, а на самом деле нет, это ты должен научиться служить другим людям, научиться улыбаться, убавить вот этот наглый тон и научиться говорить спокойно, кротко, вежливо, уважительно с другими людьми. И люди к тебе потянутся.
Это правда. На самом деле все – обычные люди. Я прекрасно понимаю работодателей: если ты с таким напором и претензией приходишь, мне как руководителю такой сотрудник сто лет не нужен. Потому что я понимаю: одна заноза попадет под кожу, а потом проблемы у всего организма, и все начнут думать только о том, как эту занозу достать.
И вообще процесс должен быть постепенным: сначала надо прийти в себя, осмотреться, начать бескорыстно помогать, а потом уже, если все сложится, можно подумать и о каком-то жалованье. Ну, я так думаю, что мы с этим человеком не поняли друг друга, но мысль эту все-таки захотелось озвучить. Мы, может быть, часто думаем, что нам тут кто-то должен взять и все обеспечить. Да никто не должен. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, утопающий просто должен понять, что он тонет, и потом начинать как-то потихонечку выгребать.
Чтобы паника прошла, нужно войти в атмосферу, где волны благодати эту панику глушат. Ведь у многих людей проблема не в проблеме. Основная проблема в голове – тревога, нагнетаемость обстановки. Нужно войти в атмосферу, где тишина, где можно, немножко успокоившись, выдохнув, посмотреть на свою жизнь с точки зрения Христа – не своим мутным взглядом, а что об этом, вот о моей сегодняшней проблеме, думает Господь.
А Он ведь думает, Он знает, у Него есть готовое решение. Но Он его не пропихивает в наш ум, а стоит и кротко, терпеливо ждет, когда человек спросит, когда о помощи воздохнет: «Господи, помилуй!» И тогда Господь очень быстро начинает включаться, так быстро, что человек порой даже и не успевает среагировать. Все возможно с Богом, надо только Его найти. Помогай нам всем Господь.
Записал Игорь Лунёв