(В расшифровке сохранены особенности устной речи)
Несколько дней назад закончилась очередная социальная практика для священников Екатеринбургской епархии. Милостью Божьей удается собрать отцов на трехдневный выездной семинар для взаимного общения и обмена опытом. И в первую очередь, конечно, хочется поддержать и согреть наших батюшек. Потому что так повелось, что духовенство – это одно из сословий, которому очень непросто. Потому что на священника возложена огромнейшая ответственность.
На священнике – ответственность за паству, за людей, за тех, кого Бог ему вверяет. Ответственность не только физическая, а в первую очередь духовная. И священники много понимают в этой жизни, поскольку у них особый взгляд – с точки зрения Священного Писания, воли Божией и заповедей Божиих. У священника есть и свои немощи, потому что он – человек и ничто человеческое ему не чуждо. То есть все, что есть в спектре обычного человека, есть и у священников – плюс вот эта неимоверно тяжелая ответственность.
Кроме того, у нас нарушены традиции, особенно на Урале. В Москве и в каких-то местах, где не было такого тотального давления, может быть, это проще. В Екатеринбурге во время гонений сохранился единственный храм и прервана традиция передачи опыта. В Москве есть храмы, где по двадцать священников служат, приход, который окормляет разные учреждения… Они как одна большая семья, и там есть пожилые священники, среднего возраста и молодые. И процесс передачи опыта естественный: живут и просто напитываются этим духом, этой атмосферой. А у нас это вырублено на корню. У нас нет храмов, где была бы возможность священнику возрастать естественным путем. Огромная нужда в этом, и, бывает, священник только окреп – его переводят на новый приход: созидать, формировать, строить церковь. И какого-то сообщества, возможности быть вместе, общаться, фактически нет.
Тем более радостно собрать пастырей на практику по служению милосердия. Мы обязательно поговорили со всеми сотрудниками. Чтобы по-человечески пообщаться – не просто о технологиях, об опыте, механизме. Потому что проекты разные. Например, в сельских местностях их, может быть, никак не применить в том виде, как это создано в городе. Но очень важно дать импульс, дать открытость своей душе. Поговорить о том, что очень важно, не бояться идти навстречу людям. Это самая главная задача священника – быть пастырем. Для этого Бог из сотен, сотен тысяч и миллионов людей выбирает священников, молодых людей, по каким-то определенным качествам, Богу ведомым. Может, они еще не раскрыты в полной мере, но сказано: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». Бог выбирает, чтобы мы Ему сослужили, то есть помогали осуществлять Божие дело на земле. И священнику очень важно понимать эту задачу: он – ловец человеков для Царствия Божьего и Церкви.
И, конечно, это требует определенных навыков. Рыбаки – это ж не просто пришел, сел, забросил. Нужен какой-то опыт, знания, умения и навыки. И все происходит от человеческого общения. Люди ищут Бога. Священник к ним выходит навстречу, открывает Бога через свое сердце, свой опыт, молитву, сочувствие и сострадание – и помогает человеку стать христианином. А когда человек узнает Бога и находит для себя церковь, ощущает то богатство, которое в ней сокрыто, – это просто открытие космоса. Это дороже новых планет и познания любых самых интересных мест во Вселенной. Потому что это бескрайние просторы реальной жизни, которая происходит в моем сердце. Человек в благодарность может откликнуться – на помощь, на добровольчество, что-то поделать в храме, в чем-то помочь священнику. Просто нужно это правильно организовать, уметь организовать. И вот этими навыками мы с отцами делились.
Я очень рад, что после этих трех дней батюшки уехали немножко другими. И очень надеюсь, что это не последняя наша практика, и очень хочется поддерживать наших дорогих отцов и вдохновлять на великое служение священнослужителей Церкви. Помогай нам всем Господь.
Записала Татьяна Муравьева