– Недавно у нас случилось венчание наших сотрудников – рабов Божиих Анатолия и Любови. Они к этому дню прожили уже тридцать семь лет вместе. Так случилось, что сначала супруга пришла к Церкви. Потом «добрым житием своим без слов» для Христа приобрела своего мужа, муж за ней потянулся. Потом он несколько лет размышлял: проверили они свои чувства или не проверили. А потом принял решение.
Что характерно – женщина дала возможность мужу все-таки принять это решение, терпеливо этого дождалась. Хотя, конечно, можно было «продавить» этот вопрос. Муж принял решение сам. Венчались они в районном центре недалеко от Екатеринбурга – там, где служит духовник мужа, Анатолия. И вот за шестьдесят – и стояли под венцом. И батюшка читал молитвы, и мы очень радовались этому событию...
Ущербность невенчанного брака в том, что нет специальной благодати – дополнительного ресурса Божественной энергии, которая способствует укреплению и развитию семейных отношений. Причем семья – это же не только муж с женой. Это и дети, и внуки, и правнуки. И благодать, как кислород, как живительная вода, вливается – и если не закупорены сосуды, если тромбы не образовались, то по организму во весь род (и вперед, и назад) эта благодать протекает и какие-то вещи выправляет. Это сильнейшее средство приведения в порядок своей семьи. Потому что Бог так установил: «Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть едину». И «то, что Бог сочетал, человек да не разлучает». Браки все-таки заключаются на небесах.
Конечно, Церковь со снисхождением и терпением принимает позицию людей, которые не хотят венчаться просто ради видимости, говоря: «Да, мы крещеные, но мы пока не готовы. У нас гражданский брак». Гражданский – в смысле законный, то есть зафиксированный в записи актов гражданского состояния. И это – законные отношения. Конечно, там нет благодати Божией (то есть дополнительного духовного ресурса), но там есть целостность сосуда. Потому что семья – это сосуд любви, который наполняется любовью от взаимоотношений мужа с женой, от их общения со своими детишками. И личный подвиг участников семейной жизни, членов малой церкви (что есть семья), дает этому сосуду полноту. Но – до определенного уровня, до какой-то рисочки.
То, что называется гражданским браком в просторечии, – с точки зрения Священного Писания и Бога это просто упорядоченное блудное сожительство, блуд. Это сосуд треснутый, разбитый – сколько туда ни вливай, все время будет вытекать. Нет общения у света с тьмою, нет жизни с Богом и с грехом пополам – это невозможно. Поэтому, конечно, очень важна вот эта эволюция в семейной жизни. То есть сначала человек вступает в отношения перед обществом и людьми, потом благословляется на брак перед алтарем. А блудное сожительство мы отметаем, потому что невозможно его называть семьей, это не семья. Как бы и что бы кто ни говорил, но такая форма отношений не является семьей.
И, конечно, сколько бы лет ни было – если человек созрел к венчанию, то и в шестьдесят, и в шестьдесят пять можно его принять… Моей первой паре, которую я венчал, было уже глубоко за шестьдесят. Это были пожилые люди, они стояли так скромно! Еще в старом храме Пантелеимона… И молились о том, чтобы Господь их благословил. И Господь благословил – и их, и их детей, и их род в дальнейшем.
Поэтому помните о такой возможности, дорогие братья и сестры. Помните о важности целостности семьи и о том, что этот сосуд наполняется любовью и благодатью Божией. И если мы хотим, чтобы он был наполнен, то обязательно должно быть венчание.
Помогай нам всем Господь.
Записала Татьяна Муравьева