– Сегодня мы совершаем память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Третье обретение его честной главы.
Усекновение главы Иоанна Крестителя произошло в день рождения Ирода, когда тот напился со своими тысяченачальниками, старейшинами. Напомню евангельскую историю. Дочь Иродиады Саломея плясала блудно, чем вызвала нездоровое состояние у зрителей, и Ирод (видимо, в полуобморочном состоянии от перевозбуждения) пообещал дать ей все, чего она ни попросит, даже до полцарства. Саломея по наущению своей матери пришла и сказала: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но ради клятвы (типа «мужик сказал – мужик сделал») повелел палачу отрубить Иоанну голову и тут же на блюде отдал ее девице, а та отдала матери своей.
Наверное, в каких-то ситуациях может быть добрая ложь, и здесь Ирод, потеряв какую-то свою честь, имя словодержца, мог отказаться от своих слов, сказать: «Что-то я тут ляпнул по пьяни…» И тем самым в вечности сохранить какое-то доброе устроение души, которая, конечно, когда-то и в нем была. Но он выбрал другой путь. Теперь этим именем мы называем самых лютых, отъявленных негодяев. «Ироды проклятые» – так русский народ окрестил фашистов во время войны.
Глава Иоанна Крестителя была выброшена Иродиадой в нечистое место. Потом несколько раз ее обретали, и вот сегодня мы вспоминаем Третье обретение его честной главы.
Пьянство – страшное несчастье для всякого человека, который оказался подсаженным на крючок этой страсти. Конечно, это происходит от недоразвитости, инфантильности, безответственности, нежелания взять ответственность за себя на себя. Это попытка уйти от проблем в такой мир, когда изменение химического состава организма приводит к некоторому полузабытью. Всякий раз страсть становится сильнее, душа никак проблему не решает, и человек добровольно падает в ад. Потому что пьяницы Царствия Божьего не наследуют.
Хочется сказать и о близких, которые втянуты в это состояние. Это, конечно, страшная беда, когда муж пьет, особенно когда в семье есть дети. От супруги (особенно от верующей, которая может опереться на Христа) требуются решительные и конкретные действия. Ведь человек в этом состоянии ведет себя где-то как животное, где-то как ребенок, потому что выражает свою незрелость, несостоятельность, хочет, чтобы о нем позаботились или терпели его таким.
Но все-таки в воспитании детей есть очень ясные, четкие принципы. Ребенок воспитывает в себе ответственность, если родители научают его отвечать за свои поступки. Для большинства родителей это сложно, невозможно, потому что всегда ребенка жалко, всегда хочется пожалеть, и они сами этот принцип нарушают, ломают. Например, ребенок не выполняет свои обязанности по учению в школе и заканчивает год с отрицательными отметками. А родитель в начале учебного года говорил, что если будет так-то и так-то, то наказание будет такое-то (например, не поедем на юг). Но проходит время, все это как-то забывается. Ребенок не выполняет то, что ему поставлено как задача. Учеба закончилась. Нам становится жалко ребенка, и мы переступаем через свое слово, нарушаем обещания, тем самым ломаем представление об ответственности...
В бытовой жизни такое сплошь и рядом. Мы говорим, что будет одно, объясняем последствия поступка, а потом жалеем и переступаем через собственные слова. Ребенок остается безнаказанным, и у него абсолютно отсутствует ответственность за свои слова, дела, поступки.
Поэтому если в семье с пьющим человеком мы хотим все как-то изменить, то нужны какие-то жесткие вещи. То есть нужно заворачивать гайки, а не сюсюкаться, не ходить с носовым платочком и все время как-то жалеть этого «бедного-несчастного». Нужно обговорить на трезвую голову какие-то принципы. Жена – помощница, и если человек пришел в расстроенное, психически больное состояние, ему нужно помочь. Для этого нужно обозначить какие-то правила. Если он эти правила нарушает – дальше идут какие-то меры; например, какая-то дистанция в супружеских отношениях, дистанция в жизни на одном пространстве. Потому что человека нужно как-то встряхнуть, чтобы у него почва из-под ног ушла, чтобы он в себя пришел.
Если эта терапия не действует, тогда какой выход? Просто тянуть эту лямку? Мучить себя и детей и позволять ему дальше в этом грехе издеваться над своей семьей? Нет. Здесь нужны какие-то серьезные шаги. Понятно, что трудно, страшно: «А что будет? А как я смогу?» Но надо Богу доверять. Конечно, нужно посоветоваться с духовником. Но нельзя спускать грех человеку, если он его не собирается решать. Вот этот важный момент мне хотелось бы донести: если есть преступление, то обязательно должно быть за него наказание. Иначе ответственности человек так никогда и не научится.
Записала Татьяна Муравьева