– Недавно пришло такое письмо: девушка рассказывает об отношениях, которые возникли у нее с молодым человеком; и там уже начались близкие отношения. И мама (верующая, в храм ходит) на той почве, что дочка пошла путем греха, очень настойчиво приступает к тому, чтобы в конце концов отношения были оформлены и зарегистрированы, а молодой человек этому сопротивляется и говорит, что он пока не готов. Как быть?
К сожалению, наш мир настолько притягивает… И понятия искажены, перевернуты, и кажется, если любишь, то все: можно просто быть вместе и не нужны никакие формальности. На самом деле надо понимать, что когда человек принимает ответственность переступить какую-то черту в человеческих отношениях, человеческом законе или законе Божьем, то он берет в этом ответственность на себя.
Понятно, что это выход из зоны благодатной защиты. Потому что когда человек выбирает грех под разными предлогами (иногда они благие, но тем не менее), тогда Бог отходит от человека. Это нужно понимать, это твой осознанный выбор. И это проверка: что важно, что ценно. Но душа, получается, еще не дозрела до того, чтобы Бога воспринимать как высшую, главную ценность в жизни. И понятно, что эти отношения будут ущербные. Конечно, по-человечески, может быть, они будут приносить какое-то утешение, но все-таки – без Бога.
Для того чтобы Бог вернулся, нужно убрать грех. Потому что какие отношения у света с тьмой? Убрать грех – это как минимум привести в порядок отношения; хотя бы по-человечески узаконить. В идеале – подойти со временем к благословению Божиему, к алтарю храма. Но для этого человек должен созреть – то есть это не просто выполнить определенные обряды.
В этом смысле, конечно, маме не нужно давить: дети сделали выбор, они выросли, они взяли на себя ответственность за те последствия, которые эти отношения повлекут. Со стороны – добрым советом, горячей молитвой, хорошим, добрым отношением – нужно пытаться сформировать как минимум просто теплые человеческие отношения. Потому что здесь влияние уже прекращается – такое полноценное, когда мы могли за ручку водить ребенка в церковь. И нужно смириться, что какие-то процессы в жизни ты уже не можешь контролировать.
И смириться с этим: да, это позор, это неприятно. Конечно, хотелось бы, чтобы все было как надо, по-Божьему. Но что-то было недодано, какие-то ценности не сформированы. «Это моя вина. Это я виновата в том, что не привила ребенку Бога и Церковь как высшую ценность». И теперь, когда кто-то будет говорить, какая ты замечательная сотрудница, какой добрый, отзывчивый человек, – у тебя всегда будет якорь против тщеславия. «Да, может быть, в профессиональной деятельности есть успехи, но есть стороны жизни, в которых я не очень преуспела, потому что у дочки есть вот такие отношения».
Это тоже полезно – посмиряться. И это задача, которая решается духовно – праведностью, святостью, молитвой, смирением, терпением и мудрым сопровождением вот этих молодых людей, у которых уже фактически семья возникла. Но она даже не светская и тем более не христианская, а такая языческая форма отношений, когда просто берут и обозначают: «вот это моя спутница»... Но для христиан это недостойные отношения. Поэтому, конечно, здесь надо прилагать усилия. Но мудро. Чтобы не разрушить человеческие отношения с дочкой и с ее таким осторожным, нерешительным молодым человеком. А дочке надо понимать, что пока этими отношениями они вывели себя из зоны благодатного общения с Богом. И переживать за это, и очень хотеть вернуться к миру с Богом.
Помогай нам всем Господь.
Записала Татьяна Муравьева