В путешествие по вятской земле отправились большой группой - вместе с сотрудниками и добровольцами Православной Службы Милосердия. Накануне выезда прошли инструктаж у сестер милосердия – крестоходцев «со стажем» и получили благословение настоятеля Собора Успения протоиерея Евгения Попиченко после совместного молебна.
Анна Беккер:
– В крестных ходах никогда не участвовала, начала сразу с Великорецкого. Все спонтанно случилось. Вся группа уже с билетами была. Шансов поехать в поезде со всеми вместе было мало. Для них стало сюрпризом, что мне все-таки удалось купить билеты. И я сразу «выдохнула». Душа успокоилась, когда поняла, что выеду из города на природу, да еще и с молитвенным шествием пойду. Крестный ход для меня начался с того момента, когда я вышла из подъезда с большим рюкзаком за плечами и мы поехали на вокзал. С Ириной Пономаревой вместе ехали с дрожащими коленками. Я спрашиваю ее: «Ты ночью-то спала?», Она говорит: «Нет». И я тоже. Всё, значит готовы к войне. В вагоне начались чудеса. Места, которые мы заняли, оказались не нашими. Бронировали боковушки в разных частях вагона. А разместились на верхнем и нижнем местах в купе плацкарта. Шли, шли по вагону, остановились: «Наверно, это наши места». В конце поездки к нам подошел вагоновожатый, попросил заполнить анкету и спрашивает: «У вас какое место? А фамилия? Нет, это не ваше место». «Это наше место», – ответили мы ему с уверенностью, – «Сейчас мы достанем билеты. Наше место». А народ-то ведь заходил в вагон, добавлялся, и никто не прогнал. Так и ехали на этих местах благополучно. Поддержка имеет значение - одно только ощущение, что с тобой рядом идет сестра милосердия! Марина Ившина - реально сестра милосердия! Не просто человек. С ней мне не страшно было.
Татьяна Юревич, сестра милосердия:
– На Великорецкий крестный ход я пошла первый раз в жизни с четким пониманием, что мне это жизненно важно. Впечатлений, конечно, очень много. Особенно трудно дался первый привал с ночевкой в Бобино - дождь, холод, сырая одежда и обувь и непонимание, как еще несколько дней это все преодолеть. Но ведь сила Божия в немощи совершается! И когда ты полностью осознал свою немощь, свою городскую изнеженность, когда с надрывом просишь помощи у Бога и святителя Николая – откуда-то берутся силы, небо очищается от дождевых облаков, светит солнышко, поют птицы, рядом идут твои верные братья и сестры… это ли не чудо? Еще меня поразило множество детей самого разного возраста в таком масштабном по количеству участников крестном ходе. И дети шли со своими родителями наравне со взрослыми, не капризничали, не хныкали, а шли и молились! И ведь они также поздно ложились спать и вставали в два часа ночи, и также преодолевали огромное количество километров. После такого вдохновляющего примера появляются дополнительные силы!
Татьяна Ананьина, сестра милосердия:
– В Великорецкий ходила в четвертый раз. Если Господь по молитвам Николая Чудотворца нас слышит, в следующий раз идем благодарить Его. Жизнь-то она полна каких-то сложностей и понимаю, что нужно еще и с другими проблемами пойти. Плюс это духовный заряд на весь год. И это подспудно духом ощущается. За этим иду. И духовный подвиг, испытание себя. Мы идем чаще всего туда, о чем мы слышим или читаем. Батюшка столько об этом говорил, делился этим. Мы естественным образом разбились по мини-группам. Потому что вместе командой 20 человек идти сложно. Очень все разные. На пути были переходы, ожидание в пробках, заторах… и ждать – это только мучиться. А в группах более-менее этот темп легче удерживать. Одному – тем, кто одиночки, легче идти. Я точно не отношусь к этому числу. Мне легче идти с кем-то или знать, что на привалах я встречусь с кем-то. Я могу одна идти, но чтобы я понимала, что на привалах кого-то увижу. Для меня это поддержка.
6 июня на праздничные богослужения, посвященные Вознесению Господню и обретению чудотворного Великорецкого образа святителя Николая, великий Чудотворец собрал 38 тысяч человек. Литургии прошли ночью в храмах и утром на берегу реки Великой.
Праздничный день дал возможность отдохнуть, собраться с силами, окунуться в купели или водах реки, познакомиться с великорецкими святынями. Среди них храмовый комплекс Трифонова монастыря, дерево, на котором более 630 лет назад обрели чудотворную икону, памятный крест с надписью: «Сей крест установлен на склоне, где в годы гонений молились паломники, которых не пускали на берег реки Великой к месту обретения иконы святителя Николая. Вечная память вам, воины Христовы, сохранившие для нас путь спасения - Великорецкий Крестный Ход». Многим паломникам запомнилась встреча с выставленным в Преображенском храме образом святителя Николая Чудотворца, обретенным в 2016 году на железном листе в хлеву в селе Великорецком.
Впечатлениями делились за ужином в палаточном лагере, раскинутом в тихом уголке возле леса. Спасибо Татьянам за заботливость и внимательность! Спасибо братьям за помощь в сборе/разборе палаток и гарантированной порции кипятка! Ранний отбой. Подъем в полночь. Сборы. Молебен. И торжественное шествие двинулось за Великорецкой иконой Николая Чудотворца в обратный путь. До Кирова дошли за два дня.
Сестра милосердия Татьяна Юревич:
– Когда мы дошли до Великорецкого, я понимала свою полную физическую истощенность и не представляла, как могу пройти обратно до Кирова еще 70 км. Это шло вразрез моей физиологической природе. И опять горячая просьба к святителю – помочь мне дойти, не сойти с дистанции. И снова чудо – только вышли из Великорецкого, у меня включилась «пятая скорость», и я сама не поняла, как долетела до Кирова.
У меня большая благодарность ко всем нашим крестоходцам за поддержку, совместную молитву, помощь в преодолении сложных участков пути (а они были практически всю дорогу!), тишину и уместный юмор, за тарелку супа или каши и теплые носки. Не знаю насчет себя, а вот с каждым братом или сестрой из нашей команды я бы пошла в любую разведку! Большая благодарность нашему батюшке, отцу Евгению, за молитвенную поддержку нас, немощных, за регулярные сеансы видеосвязи - это очень вдохновляло и укрепляло. Было ощущение, что батюшка идет рядом, хотя он находился за тысячу километров. Спасибо Господу Богу и святителю Николаю за возможность испытать себя, понести молитвенный труд и паки и паки убедиться в истинности нашей православной веры и укрепиться в ней. Слава Богу за всё!
Анна Свистунова:
– Давно слышала про Великорецкий крестный ход, но понимала, что это не моя история... Что может быть, когда-нибудь... И вот оно настало – это «когда-нибудь». Царский крестный ход до Ганиной Ямы, к примеру, протяженностью 21 км, очень стремительный, и каждый раз казалось, что я недомолилась (шутка, конечно)... А здесь совсем иное, что-то потрясающе невероятное, мощь, сила, дух. Когда было очень тяжело, поддержка группы очень отогревала, для меня это важно, родные глаза, забота! Красот я насмотрелась вдоволь по матушке России, много путешествовали. Поэтому мой восторг и любовь к Родине безграничен. Обожаю свою страну!
Привал в лесу или поле - хороший повод познакомиться, позаботиться друг о друге. Кто кипятком угостит, кто супом накормит, кто словом поддержит или историю из своей жизни расскажет. На одной из стоянок 80-летняя паломница поделилась со спутниками, как начала путешествовать - по России, другим странам, как в крестные ходы стала ходить. Тоненькая, маленькая, в чистеньком белом платочке. И двумя котомками в руках. Как она их несла? Ведь проходить ежедневно по бездорожью по 30 км и больше - это не до магазина сбегать. Человеку с рюкзаком, собранным по инструкциям опытных крестоходцев, сложно понять эту простоту и всецелое доверие Господу. Наверняка не только для себя шла эта бабулька крестным ходом - вместе с молитвой в памяти были дети, внуки, правнуки, точное число которых она и назвать не смогла.
Ольга Варганова:
– Остановки продуманы, выверены. Это не какие-то хаотичные привалы, они все связаны с историей этого крестного хода. Икона главная в ходу – Николушка идет. На привале она останавливается и служится молебен Великорецкой иконе Николая Чудотворца. В руках священников, которые идут в ходу, – толстые пачки записок с именами. Они их прочитывают. Помолились, отдохнули, потом встаем, кратенько молебен исполняем и двигаемся дальше. Панихида всегда служится только один раз, на пятый день крестного хода. Из Великорецкого выходим и на третьей остановке служится панихида у памятного креста. По рассказам вятских певчих, история такая. Ход раньше шел немного другим маршрутом, но там, где была историческая остановка, частник выкупил землю. Ход по частной территории идти не мог. Есть благочестивый христианин, почти все его родственники похоронены в деревне, на месте которой установлен крест. И этот христианин имена всех своих умерших родственников написал на этом кресте. И настолько, видимо, был благочестивый человек, что ему удалось предложить маршрут крестного хода проложить через этот крест, через бывшую деревню. Вообще же мы по маршруту много разрушенных деревень прошли. Раньше это были жилые деревни. И в Горохово когда приходим, видим только храм, который на самом деле в деревне был, а не в лесу, как сейчас.
Дорога по лесу остается позади. Идем по заросшей, но достаточно открытой залитой солнцем местности. Скромный седовласый сосед слева обращает внимание на огромный тополь, величественно раскинувший свою крону: «Тополя и сирень в дикой природе сами по себе не растут. Это дерево посажено руками человека. Деревня здесь была раньше. В таких местах надо обязательно молиться о упокоении усопших жителей. А вон дом разрушенный из зарослей выглядывает…». На очередном привале глаза притягивает икона Георгия Победоносца. Несший ее паломник сообщил, что почитает этого святого. В Великорецкий ходит уже много лет подряд. Один год, правда, пропустил - как раз в это самое время шел в Грузии Дорогой Святой Нины. 43-дневный крестный ход по местам, где проповедовала равноапостольная Нина, начинается 1 июня - в день, когда в IV веке святая Нина вошла в Грузию, и заканчивается 13 июля, в день праздника собора святых апостолов. Шествие идет с крестом из виноградной лозы - таким же, как у святой Нины два тысячелетия назад. Так паломники делятся друг с другом своим опытом общения со святынями, переживаниями и рассказами о чудесах, которые получили по молитвам святых угодников.
Тамара Козловских:
– Узнала о Великорецком крестном ходе в 2011 году, но Господь помог мне пойти только в 2013 году. Я благодарна Господу за эту милость ко мне. После первого моего крестного хода хотелось всем-всем рассказывать и делиться переполняющей меня радостью. Была только одна грустная мысль: мне немало лет, а я так поздно узнала о Великорецком крестном ходе. Но потом, опять же по милости Божией пришла мысль успокаивающая: хорошо, что я не только узнала о Великорецком, но смогла пойти, пройти этот крестный ход. В этом же 2013 году прошла по Симеоновой тропе, об этом крестном ходе я узнала в 2005-2006 году из маленькой заметке в Областной газете. Так мне хотелось идти - все оставить и идти по Симеоновой тропе, но получилось только через семь лет. Два последние года мы шли по Симеоновой тропе вместе с отцом Алексием из Савино. И это все незабываемо. И встречи с новыми людьми. Мне сложно найти подходящие слова о Великорецком. Мысли, чувства, воспоминания… Память о этих трудностях, но еще больше, пожалуй, о этих самых светлых моментах в моей жизни.
Анна Беккер:
– Поля бесконечные, горизонты, леса - это очень красиво. Идешь и наслаждаешься. Мы с девочками шли и делились друг с другом: «Смотрите туда, а вот посмотрите сюда». Когда открываешь глаза, от грязищи поднимаешь - такая красота. Ощущение, что ты в диком месте. И эти заброшенные деревни… Впечатление - это однозначно, что ты находился не на земле. Что рядом был Святой Николай, что рядом был Господь, рядом была Пресвятая Богородица. А потом было возвращение в этот мир. Совсем другой мир, там было все по-другому. Какое-то удивительное ощущение было там, это необъяснимо. Вроде бы та же земля, но по-другому все было: и ощущения другие. Хоть было и тяжело, и дождь, и другие испытания, но было ХОРОШО. Удивительно, как это все может быть, как это все складывается так! Икона помогала. Через очередь людей подойти к ней с благоговением - это чудо. На самом деле было понимание, что Святой Николай был рядом и не только со мной, со всеми, кто идет. Село Великорецкое - удивительное такое место. Там везде люди очень почитают Великорецкую икону святителя Николая. И обретенный в 2016 году образ Николая Чудотворца на ржавом листке - удивительно, он так ярко сохранился. И говорю, что мы побывали в другом мире. Сейчас - в мире своей будничной жизни, а там как будто соприкоснулись каждой своей клеточкой к чему-то лучшему.
Слава Богу за все!
ПРИГЛАШАЕМ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НАШЕЙ ГРУППЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ!