– Недавно произошел случай, немножко из ряда вон выходящий. Человек готовился ко крещению. И уже назначено время, уже фактически все готово для крещения, но все равно человеку необходима предкрещальная исповедь. Если начинаешь жить новой, христианской жизнью, то надо поставить вот эту черту: все, что было в прошлом, – остается в прошлом. И прежде чем совершить крещение, у человека должно произойти покаяние.
А прежде чем случиться покаянию, человек должен обрести веру, по мысли святителя Игнатия. У него есть труд «Слово о спасении и христианском совершенстве». Там святитель, как математик по образованию, разбирает ступени, ведущие к спасению. И очень полезно, кстати, эти ступени для себя еще раз определить, понять. Потому что часто бывает так, что человек стремится через какие-то ступени перескочить. Как в математике, когда перескакиваешь через какие-то формулы, законы, уроки, – у тебя прерывается логическая связь, и ты потом не можешь грамотно решить задачу, потому что есть какой-то пробел.
Путь ко крещению все-таки именно такой: сначала человек обретает веру во Христа, причем не только интуитивно: «ощущаю, что есть Бог, и вроде как я в Бога верю». Хорошо! «А расскажи мне о своей вере». И человек начинает нести такой бред, что по его словам не поймешь, кто это – христианин, язычник, оккультист, атеист? У него в голове каша из каких-то мифов, фобий и того, что ему в эту голову вложили из телевизора. Но надо ведь еще веру-то уметь исповедовать. То есть рассказать о том, во что ты веришь, – правило веры. Хотя бы в рамках Символа веры, центральной молитвы, которую мы каждый день произносим в утренних молитвах, как бы фиксируя: мы верим так.
Знание веры побуждает человека изменять свою жизнь. Выправлять ее по заповедям Божиим всегда полезно. Но человек говорит: «Я в Бога верю». Спрашиваешь: «Хорошо, расскажи хотя бы десять заповедей Божиих». Вот такой элементарный, еще дошкольный урок... Человек начинает мыкаться: «Ну… там… не убий, не укради». «Не прелюбодействуй» обычно не вспоминают – как-то, видимо, неудобно вспоминать. Но когда спросишь, какая первая заповедь, – всё! Пауза, немая сцена, и человек в ступор впадает, не может вспомнить первой заповеди – основной, с которой вообще начинается Десятисловие Моисеево.
Человек узнает заповеди и начинает жизнь свою выправлять по заповедям. То есть вот это – покаяние.
И третьей ступенькой является крещение. Чувствуете? Понимаете проблему? Что у абсолютного большинства ныне крещенных путь начался неверно. Но ведь духовная жизнь – это же математика. Если ошибка закрадывается в начале уравнения, если у тебя есть ошибка в вере, то как бы ты что-то ни решал, сколько времени ни жил, сколько десятилетий в храм ни ходил, ошибка переходит со страницы на страницу. И ответ неправильный. Ты запутаешься, заблудишься и можешь к Богу не прийти. Поэтому придется возвращаться в начало, находить ошибку, исправлять и заново решать это уравнение.
Вот женщина говорит… Разбираемся… Я слышу, что она не прочь свою судьбу сложить по астрологическим прогнозам. Я говорю: «Стоп. Вы что, как-то серьезно к этому относитесь?» Говорит: «Да, я сверяю – как, чего». – «Ну что ж, тогда у нас есть замечательная возможность пройти переэкзаменовку. Потому что языческого сознания, то есть доверия к звездам, и доверия Богу Христу в одной голове быть не должно. Так не бывает. Верить в Бога, Святую Троицу и в то, что, по слову Божьему, является мерзостью перед Богом, – это несовместимые вещи». Поэтому мы отложили крещение, но это было неприятно и для меня, я как-то уже настроился…
Но надо разбираться. Потому что с момента крещения начинаются совершенно другие отношения с Богом. И все вот эти языческие хвосты, эти крюки, которые и в сознании, и в волевых действиях нас держат в прошлом, должны быть покаянием отсечены. Очень важно этот порядок соблюдать. Потому что можно промахнуться мимо Бога – думать, что ты верующий христианин, но на самом деле каким язычником был, таким и остался.
Помогай нам всем Господь.
Записала Татьяна Муравьева