С благословения настоятеля храма
Лично мне встреча с «веселым фотографом» открыла глаза на частицу старого Екатеринбурга – Площадь субботников на ВИЗе, окруженную постройками всех времен. «Нелепая, но все же очаровательная», – подумала я тогда. Тут тебе и олицетворяющий «сталинский» ампир Дворец культуры, и низенькая по нынешним меркам проходная, и монументальная скульптурная композиция – мемориал воинам ВИЗа.
Напротив, за густыми деревьями, прячется фасад восстанавливаемого храма Успения Пресвятой Богородицы – бывшего заводского собора, разрушенного в 1930 году. Его возрождение – сегодня главное дело Владимира Солдатова. – Я работаю по благословению настоятеля храма, протоиерея Евгения Попиченко, стараюсь запечатлеть все детали уникальной стройки, благодаря которой из руин, как птица феникс из пепла, возникнет храм, повторяющий облик прежней церкви, – говорит Владимир и признается, что собор помог ему избавиться от страхов.
– Был у меня детский страх высоты, я никак не мог его побороть. А храм, как видите, растет ввысь постепенно. Соответственно, и я с фотоаппаратом в руках постепенно преодолевал планку за планкой. И не заметил, когда перестал бояться. Теперь бегаю свободно по деревянным мосткам, ведущим к главному куполу и шпилю. Высота – более 30 метров. Вид оттуда фантастический! – восклицает мой собеседник и предлагает зайти внутрь храма – посмотреть уникальную кладку стен.
Возрождение святыни
Нахлобучив на голову строительную каску, я следую за своим экскурсоводом, который готов часами говорить о храмовых чудесах. – Видите кирпичи в стенах алтаря. Вот эти, с известковым налетом и вкраплениями речной гальки. Им – 180 лет. От современных изделий они отличаются и по размеру, и по фактуре. Их выжигали из глины, которую брали с речки на Уктусе. А гальку я считаю святой. Это же разновидность горного хрусталя, который, как известно, хранит информацию. Я с благоговением собираю каждый выпавший камешек. Смотрите, какой у этого нежный розовый оттенок, – радуется Владимир, вручает мне маленькую святыню и продолжает рассказ. – Батюшка сказал: «Намоленные алтарные кирпичи соберем, сложим аккуратно и обратно собору вернем».
А когда-то Владимир, как и многие нынешние жители Екатеринбурга, и не подозревал, что на месте разрушенного здания, где в советское время располагался хлебозавод, стояла величественная православная церковь. – Я снимал хлебобулочные изделия на этом заводе, слышал, как женщины-пекари делали замечания грузчикам, чтобы те не ругались в Божьем месте. Но думал, что они просто так говорят, – вспоминает фотограф.
Спустя годы, решив заняться родословной семьи, Владимир пришел на руины, как оказалось, «бабушкиного» храма. – Пришел посмотреть на развалины храма, в котором крестили мою бабушку в 1907 году. Привело меня сюда не праздное любопытство, а желание узнать как можно больше об истории своей семьи, своих корнях, – подчеркивает рассказчик.
Истоки духовности – в семье
Судьбы его деда и бабушки – это история про любовь, преодолевшую все преграды. Дедушка родился и жил в Верх-Нейвинске, посещал староверческую церковь и по делам ездил на Верхисетский металлургический завод. В Екатеринбурге, как полагает внук, дедушка бывал в расположенной неподалеку от площади, сохранившейся до сей поры старообрядческой церкви. Благодаря настойчивым поискам Владимира, родственники узнали подлинную и удивительную семейную историю.
– Моя бабушка, как считали родственники, тоже родилась в поселке Верх-Нейвинск. И ошибались. Родилась она в Екатеринбурге. В архиве ЗАГСа я нашел запись о ее крещении в екатеринбургском заводском храме Успения Богородицы, – рассказывает внук. При каких обстоятельствах состоялось знакомство юной екатеринбурженки Ольги Павловны Балакиной с будущим мужем Василием Федоровичем Барановым, мы не знаем.
– Возможно, пути их пересеклись на этой самой площади или на заводе. Но точно не в храме. Дед был старовером-кержаком, бабушка – православной христианкой, он не мог вступить с бабушкой в брак и венчаться. У староверов браки с православными невозможны, – поясняет Владимир.
Компромисс, по его словам, был найден после того, как без памяти влюбленный дед принял решение перейти в Единоверие. Он пожертвовал своей верой ради любви и добился благословения на брак. Венчались молодые в храме Воскресения Господня в Верх-Нейвинске. Дед приехал за невестой на тройке и увез ее в родной поселок. Произошло это в 1927 году. Жизнь их была нелегкой, как у всех в то время, но они были счастливы и родили девятерых детей.
По-другому не мыслю жизнь
– Не надоело снимать одно и то же? – спрашиваю я.
– Столько ракурсов, точек, с которых можно снимать храм! Даже движение облаков меняет его облик. А сколько событий, которые происходят внутри храма и вокруг него. Как-то отец Евгений сказал мне: «Володя, ты – наше всевидящее око, ни одно событие мимо тебя не пройдет».
То, как собор меняется, – словами не описать. Я счастлив, что мне вместе с другими прихожанами довелось совершить пожертвования на строительство. Желающие могут приобрести отдельные именные кирпичи на строительство колокольни, алтаря.
– Тянет в храм? – спрашиваю на прощание.
– По-другому уже не мыслю свою жизнь, в ней стало больше смысла, – ответил «веселый фотограф». – Появилась цель. Я вовлечен в процесс восстановления собора, верю, что он строится на века!
Посмотреть на репортажи Владимира Солдатова можно на сайте Успенского Собора в разделе Фотоальбомы
Автор текста Наталья Горбачева
Дорогие братья и сестры, в цикле публикаций «Наши люди» мы знакомим вас с нашими сотрудниками и прихожанами. С кем вместе вы молитесь в храме, кто несет различные послушания на благо Церкви, кто может поделиться своей историей и опытом служения.
• Елена Ольховская, бухгалтер и сестра милосердия
• Евгения Оханова, регент
• Анна Свистунова, флорист
• Ольга Апансенко, учитель в образовательном центре «Успенский»
• Елена Русакова, учитель и сестра милосердия
• Татьяна Ананина, сестра милосердия
• Григорий Шашкин, координатор Службы помощи нуждающимся
• Галина Викторовна Акшенцева, сотрудник церковной лавки и сестра милосердия
• Алексей и Александра Вороновы: путь к Богу через боль
• Евгений и Анастасия Камшиловы
• многодетная семья Максима и Светланы Чепчуговых
• Елена Терентьева, доброволец и многодетная мама