(В расшифровке сохранены особенности устной речи).
– Как-то задали такой вопрос: «Что делать, чтобы дети правильно строили свои семейные отношения?» Не с грехом пополам, а один раз на всю жизнь и не вычеркивали Бога из этих отношений. Потому что как бы красиво ни назывались отношения «гражданским браком» или «любовью», если они беззаконные, то Бога в них нет.
Услышал удивительный ответ одного мудрого священника: «Семья начинается с чистки ботинок». Мальчик в шесть лет должен уметь хорошо чистить свои ботинки, отец должен его этому научить. Причем так, чтобы всегда ботинки были чистые: и подошва, и там, где шнурочки, все пылинки должны быть вычищены. Это начало. А потом юноша должен научиться гладить свои брюки, чтобы по стрелочке. А если мама гладит, то маму об этом просить и не забывать благодарить.
Мама – это незаметное, ангелоподобное существо. Мужчины открывают шкаф, там стопочкой лежат футболки, трусы, носки. Они берут, наверно, с самого низа, все перевернут, на следующий день открывают, а там все сложено. Как это все происходит?
И еще умудряются по-хамски к маме обращаться. Но мама, как ангел, незаметно служит.
Хотя бы сделать стрелочку поглаженную, кроватку заправлять, чтобы ни одной складочки и так далее... Когда человек учится делать дело без халтуры, он, подойдя к построению своей семьи, будет к этому относиться серьезно. Это же не шаляй-валяй, не просто сойтись-разойтись, это же не собачки с кошками. Схождения-расхождения у человека на душе глубокими шрамами остаются на всю жизнь. Ни одно расхождение бесследно не остается. Человек вырывает из себя кусок души. С такой душой потом тяжело жить, это место уже никем не займешь.
Это как дом, как храм построить. Сначала нужно все основательно продумать, просчитать, нарисовать, узнать, как это делается, задуматься о том, как я буду строить малую церковь. Знакомый, которому восемьдесят лет, построил три дома. Причем строит на глазок. Ну и что, если фундамент такой толщины? Ну и что, если трещина пошла? Ладно, потом заляпаю. Окна вставил, где-то продувает. Дом построил еле-еле, а в нем жить невозможно, потому что халтурно, криво, косо, непродуманно. И уже три таких дома построил, и все до ума никак не довести.
Но дом можно отдать, продать, но свою собственную семью по такому же принципу не построишь. Она же, когда начнет разваливаться, это будет касаться непосредственно тебя. Это мучительно больно, страшно, поэтому очень важно научить своих детей аккуратности, серьезности, добросовестности в любом деле.
Посуду моешь, сначала нужно показать, чтобы человек это повторил, а затем наблюдать. Показал, сделал вместе, чтобы он сам повторил, а потом ответственность ему за это передал. Научить ребенка с детства добросовестности – это труд. Но если научишь чистить ботинки, есть надежда, что и в семье он с такой же тщательностью будет строить свои отношения. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская.