(В расшифровке сохранены особенности устной речи).
– В церковной приходской жизни есть такой пробел, который называется «подростки». Дети ходят в храм, пока их водят за руку. Пока мама держит за руку, ребеночек стоит в храме. Но наступает время, когда он руку вырывает и уходит из церкви. Приходишь в храм, и видно: есть дети, молодые и пожилые люди, а подростков встречаешь крайне редко. Днем с огнем, штучный товар.
С одной стороны, это наша вина, потому что мы не можем поделиться нашим сокровищем. Дети не чувствуют святыню в храме, благоговения от храма. Мама молится на всенощном бдении или на литургии, а ребенок гоняет в футбол или играет в снежки за стенами храма. А потом раскрасневшийся, вспотевший заходит в храм. Ручки сложил и пошел к Причастию. Такие вещи недопустимы.
Мама должна быть с ребенком. Если ребенок может в храме стоять, он стоит рядом. Если не может, мама с ним гуляет или приходит к тому времени, которое ребенок может понести. В это нужно вкладываться, жертвовать. Если предоставить неуправляемое дитя самому себе, из него получится безбожник. Так и бывает.
Иногда подросток в силу особенностей своего возраста хочет познать все сам. Потрогать, пощупать, попробовать, он хочет прийти ко всему своим умом. И он уходит; хорошо, если в поиски. Причем не только от храма, отходит и от своих родителей, возникает недопонимание. Звучат слова: «Вы меня не понимаете. У вас все время свои морали, какие-то нотации».
И правда, если положить руку на сердце, мы же их не понимаем. И чтобы понимать, нужно слушать и слышать. Слышать ту музыку, которую они слушают, и обязательно вникать и разбираться. Смотреть те фильмы, которые они смотрят, обсуждать их, то есть идти за ними. Как пастырь добрый оставляет девяносто девять овец и идет за одной заблудшей, которая куда-то убежала в горы, а там волки. Пастырю нужно напрягаться. Он идет, режет руки о скалы, ноги сбивает, залазит, ее находит.
Пришла пора, когда подростки превращаются в строптивую овцу, бегущую от стада на рожон к волкам. И надо за ними идти.
Один отец летом сделал сыну такой подарок. Сын увлекался футболом. И он с ним за полтора месяца объехал несколько городов, бывая на матчах футбольных команд. И его спросили:
– Вы любите футбол?
– Нет, я его вообще не люблю. Я просто очень люблю своего сына.
А другой говорит: «Давай мы с тобой вокруг нашего огородика построим китайскую стену вместо забора, маленький макет». Они два года вместе ее строили. За этим совместным делом они настолько стали друг друга понимать! Стали близки друг другу.
За подростками надо туда, в страну далече. Это требует мужества, смирения, огромного терпения. Потому что всегда хочется сказать: «Да живи как хочешь!» Но если мы хотим его вернуть, надо потрудиться. Это не просто, но с Богом все возможно. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская.