(В расшифровке сохранены особенности устной речи).
– Хорошего настроения хочется пожелать пожилым людям в День пожилого человека. «Пожилой» от слова «поживший», не в смысле старый, а уже какое-то время прожил на земле. Как вы думаете, сколько лет было старухе-процентщице в «Преступлении и наказании»? Тридцать восемь.
Старость – это не возраст, а состояние души. Бывают очень старые восемнадцатилетние юноши и девушки, в которых нет жизни, которые высосаны унынием, тоской, бессмысленностью. А бывают очень молодые девяностолетние деды и старушки. В них бурлит энергия. Они прожили сильную и красивую жизнь, и она в них до сих пор присутствует. Потому что присутствует источник жизни. У них живые глаза. Смотришь в эти старческие глаза и не можешь налюбоваться: там столько силы...
Милостью Божьей последние две недели молился в паллиативном отделении. В Екатеринбурге есть такие учреждения здравоохранения, где оказывается помощь людям, которые находятся на пороге смерти. Одно из отделений окормляется нашим приходом. Батюшка был в отпуске, я его замещал и получил от этого огромное духовное утешение.
Брат и сестра милосердия постоянно пребывают на сестринском посту, общаются с пожилыми и готовят их к приходу священника, к исповеди, причастию, соборованию. Многие из стариков, на закате своей жизни, впервые получают возможность подойти к Чаше Христовой. Там я очевидным образом увидел действие на душу Тела и Крови Господней.
Скептики могут сказать: «Как? В чем это? Понятно – лекарства, массаж, терапия, но что может какая-то капелька?» Но я видел своими глазами, как преображалось лицо пожилого человека, которое несколько минут назад было каким-то серым, в безжизненном состоянии. И вдруг осознанная исповедь, Причастие – и как будто солнце изнутри. Это потрясающе видеть, как Святые Таины преображают человека. И насколько его душа по-другому себя выражает... Какие-то мысли, слова совершенно иные, чем до этого звучали.
И другие истории бывают, когда человека вроде бы к исповеди готовили, но исповедуешь и слышишь: «А я не могу ее простить. Я вычеркнул ее из своей жизни и никогда ее не прощу». Человек уже стоит на рубеже, жизнь перевалила уже за семьдесят с лишним лет – и такое упорное нежелание прощать. Я говорю: «Я не могу Вас причастить, потому что закон: если Вы не прощаете, то и Вам не простится. Неделю думайте».
Человек жил неделю под этим наказанием, под этим словом. Эта неделя могла стать последней, но, слава Богу, дожил, при очередной встрече говорит: «Ладно, я прощаю. Я молиться буду за нее». Человек проделал над собой работу, сделал этот шаг, принял решение не принимать злые, обидные, злопамятные помыслы и сподобился Причастия.
Конец – всему делу венец. И так важно, чтобы прожитая жизнь увенчалась христианской кончиной, не постыдной, мирной, в примирении со Христом, со своей совестью, ближними. И тогда жизнь закончится не просто смертью, не просто преставлением, а успением. Это успешно завершенный путь.
Себе и всем желаю так прожить жизнь, чтобы Господь сподобил на ее исходе быть в мире, со Христом, с Его Церковью и со всем миром, чтобы никаких узелков на совести не было. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская.