(Сохранены особенности устной речи).
– Недавно у меня было преодоление страха. Так получилось, что при очередной встрече с прихожанами мои сотрудники выбрали тему «Страхи». Подготовили вопросы. Собралось много людей подумать на эту тему.
У человека действительно много страхов, фобий, суеверий, мнительности – о людях, событиях, о будущем, о старости. Это все давит человека со всех сторон. И у меня тоже страх появился прочитать такую лекцию, это всегда сложно. Я же не лектор, а священник. Но это вынуждает готовиться и идти навстречу, «зажмурившись». А там доверяешь Богу, и куда-то все равно эта река выносит.
Размышления о страхах привели к такому заключению. В нашей жизни есть три вида страхов. Точно так же, как есть дух, душа и тело. Есть страх духовный – страх Божий, то, что мы должны приобрести. Начало премудрости – страх Господень. И это определенная задача, которую нужно формировать. Есть определенные упражнения. Чтобы научиться страху Божьему, нужно помнить последняя своя.
Нужно вспоминать о смерти, о том, что нам всем предстоит ответить перед Богом за прожитую жизнь. Нужно испытывать утром, как прошла ночь, и вечером, как прошел день. Нужно избегать дерзости. Наглое, дерзкое поведение сейчас является признаком счастья: «наглость – второе счастье». Человек наглый, дерзкий вперед лезет, всегда готов в стойке дать сдачу.
На самом деле это самое страшное, что убивает страх Божий, что прогоняет Бога из жизни, иссушает душу. Как знойный ветер иссушает любой плод, так дерзость иссушает страх Божий. Это первый страх.
Второй страх, назем его биологический, как явление инстинкта самосохранения. Когда человек страхуется, у него внутри проявляется противление каким-то обстоятельствам, потому что это может привести к трагедии, болезни, несчастью. Инстинкт срабатывает и уберегает человека в каких-то ситуациях от опасности.
И третий страх, самый противный и гадкий, – это страх бесовский. Страхование, которое чаще всего в помыслах. Не так страшны какие-то обстоятельства, они понятны: возникает проблема, ее надо решать, но мы боимся заранее. Еще ничего не случилось, а у нас уже трепет, ужас, тремор, тревога, душа начинает, как колос, качаться. Потому что духи таким образом воздействуют на наше сердце и делают его малодушным.
У святых отцов принцип такой: нужно идти навстречу страху. Если что-то для тебя является страшным, иди туда, где еще больше страха. Преодолевай, перешагивай темноту, какие-то неприятные места, где, как тебе кажется, невозможно находиться, преодолевай какое-то свое состояние – иди навстречу страху.
У Иоанна Лествичника была такая практика: если он узнавал, что братья испытывают ночные бесовские страхования, он их благословлял ночью идти на кладбище, пребывать там в молитве и преодолевать душевный тремор. Конечно, это сейчас не аскетическая рекомендация, это просто пример. Нам очень важно помнить, когда начинается тревожность, беспокойство: волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного.
Мы расчесались, собрали волосы с расчески и не знаем, сколько в этом пучке волос, а Бог знает, потому что все волосы у нас на голове сочтены. Ни один волос не упадет без воли Отца Небесного.
Когда душа начинает трепетать, цепенеть, холодеть, важно не потерять из виду Христа. Буря, ученики в страхе кричат, боятся погибнуть, видят фигуру, которая идет по волнам, еще больше пугаются и слышат знакомый голос:
– Это Я, не бойтесь.
– Если это Ты, скажи мне, чтобы я пришел к Тебе.
– Иди.
Встает на воду; волны, шторм, ветер... И волны его держат. Он идет и видит образ любимого Учителя. Но в какой-то момент растерялся, внутренне поколебался, стал тонуть. И здесь:
– Господи, спаси меня! Погибаю!
Руку протянул:
– Маловерный, почему засомневался?
Когда душа трепещет, важно увидеть Христа, произнести молитву, наложить крестное знамение: «Господи, спаси и помоги». И как только Бог позван, рассеивается страхование внутреннее и жизненных обстоятельств, потому что Бог не хочет, чтобы кто-то погиб. Ни физически, ни духовно. Он всегда рядом и готов помогать. Просто мы часто об этом забываем, надеемся на себя и на «князей человеческих». И они все прогибаются, потому что в них несть спасения. Только в Боге есть твердыня, устойчивость, камень. Только Он является опорой непоколебимой. Это самое сильное средство преодоления страхов. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская.