(Сохранены особенности устной речи).
– Еще один вопрос от наших зрителей: «Хотелось бы спросить, отлучается ли человек от Церкви, если не может посещать храм по болезни? Так как у меня правая рука в гипсе, я понимаю, что болезнь дана для чего-то. Каюсь в грехах. Могу ли я смиренно переждать это время и молиться дома?»
Сразу вспомнилась история. Мои дети пытаются научить меня кататься на сноуборде. Сезон катания заканчивается каким-то небольшим переломом. Загипсовывается рука, она становится несуразной, но в то же время я не считал это поводом для того, чтобы находиться на больничном. Службы совершал.
Конечно, гипс разный бывает. Он был не на всю руку. Но даже если бы вся рука была привязана к телу, я не лишал бы себя этой радости быть на службе. Нет возможности совершать литургию… Хотя правой рукой можно креститься. Если правая рука загипсована, дозволяется креститься левой.
У нас есть один подопечный. У него такая ситуация, что после инсульта фактически парализована правая часть. Он с трудом передвигается, правая рука у него неподвижна, молится, крестится левой рукой. В храм он действительно физически не может прийти, хотя об этом мечтает. Но в его состоянии, с его весом невозможно даже с третьего этажа спуститься, лифта нет. И вот уже лет 15 он ни разу не выходил на улицу. Даже на улицу. Это, конечно, испытание.
Тут надо соизмерять свои возможности… А какие-то вещи надо и преодолевать. Не находить в этом повод и возможность немного расслабиться. Так же, как и с постом: если есть возможность физическая поститься, по здоровью, то надо поститься. Если действительно невозможно, то само терпение болезни является духовным подвигом.
Здесь то же самое, человек отпадает от Церкви за нерадение. Когда есть определенный духовный закон, духовный ритм, то здоровая душа дает силы телу. О душе нужно заботиться так же регулярно, как заботимся о теле: и молитвенно, и участием в таинствах, чтением Евангелия и добрыми делами. Это всё инструменты, источники, через которые душа приобретает благодать, воздействующую на всю жизнь человека: и семейную, и с друзьями-коллегами.
Из этого ритма выпадать без уважительной причины нельзя. Как в любом искусстве, необходимо постоянство. Если скрипач перестанет играть на скрипке на месяц, то потом ему будет сложно: несмотря на десятилетний навык, у него, конечно, потеряется быстрота реакции. И в любом деле (и в духовном) то же самое. Человек съездил в отпуск на месяц, расслабился… Тяжелейшим образом потом приходится возвращаться на какие-то рельсы церковной жизни.
Поэтому надо прилагать усилия. Если есть физическая возможность быть в храме, надо в храме быть. Если нет такой возможности, то Церковь за это не наказывает. Она, как любящая мать, понимает, что человеку требуется домашний уход, постельный режим и какое-то время нужно на восстановление. Восстановившись, человек снова возвращается к церковной жизни. Сама болезнь дает человеку смирение, а смирение привлекает Божью благодать. Поэтому нужно быть ответственным, мудрым и чутко ощущать баланс, где я не могу, а где не хочу. Если не хочу, то надо это преодолевать. Если не могу, то надо потерпеть. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская.