(Сохранены особенности устной речи).
– Сегодня Димитриевская родительская суббота. Мы особым образом, концентрированно поминаем в первую очередь воинов, погибших на поле брани, за веру и Отечество жизни свои отдавших, и всех от века преставившихся православных христиан.
Память воинов была установлена святым благоверным князем Дмитрием Донским после победы над Мамаем в битве на Куликовом поле, когда погибли десятки тысяч воинов, и в их память установлено особое поминовение. Это суббота всегда перед днем святого великомученика Димитрия Солунского. Мы собираемся в храмах для того, чтобы всем вместе обратиться к Богу с молитвой о спасении душ, перешедших в мир иной.
Тема смерти – важнейшая тема в духовной жизни. Как говорит Священное Писание: «Помни последняя своя и вовек не согрешишь». Современный человек не то чтобы не знает о смерти. Каждый человек, даже ребенок с детства, понимает, что его жизнь ограниченна и когда-то наступит момент, когда он уйдет с этой земли. Дело в другом: человек не верит в собственную смерть.
То, что за жизнью существует жизнь, – это даже не предмет веры, а научное знание. Потому что неоднократно были поставлены эксперименты. Один из исследователей этого вопроса, человек по имени Раймонд, еще в юности столкнулся с таким фактом бытия, как клиническая смерть (в рассказе преподавателя), а потом, когда стал студентом, услышал от профессора опыт проживания клинической смерти. И то, что он слышал в детстве от пожилой женщины и в университете, настолько было идентично, что он заинтересовался вопросом: почему практический опыт людей настолько похож?
Он стал собирать факты клинической смерти, причем ставил эксперимент, находил человека, исследовал вопрос, записывал, потом опрашивал свидетелей этого события. Например, человек оказался в автокатастрофе и рассказывает, что его привезли в больницу и он вдруг увидел себя со стороны, душа отошла от тела. Тело лежит, а душа наблюдает, видит, слышит происходящее не только в этом кабинете. Способности у души немного другие, когда она не ограничена телом.
Он это все записывает, а потом опрашивает: сестричку милосердия (вот она выбежала из кабинета за доктором), доктор пришел, родственники стояли, кто что говорил и так далее. И потом все, что видел и слышал мертвый (по приборам) человек, абсолютно полностью совпадало с тем, что было на самом деле. Из этого он заключил, что человек не умирает, что его жизнь продолжается. Более того, душа понимает, помнит все те события, которые происходили уже после клинической смерти. Так родилась книга Раймонда Моуди «Жизнь после смерти».
Люди знают, что они умирают, но они не верят в то, что умирают. Потому что вера – это не знание, вера – это то, что дает человеку жизненный импульс. Вера – это способ обращения со знанием. Я знаю, что есть Бог. Многие люди знают, что есть Бог. Это ни для кого не секрет. Но что это знание делает с моей жизнью? Как я реагирую на это знание? Как я свою жизнь строю в соответствии с этим знанием?
Вера – это реакция на знание о том, что есть Бог. Верующий человек строит с Богом отношения. И если человек знает, что он смертен в земной жизни, то вера дает движение, человек стремится этот вопрос не выпускать из памяти и прожить так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Молимся сегодня за своих родных, близких, усопших. Вечная память. Но и самим задаем вопрос преподобного Серафима Саровского: «Господи, а мне-то как умирать будет?» Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская.