(Сохранены особенности устной речи).
– Недавно получилось довести до ума еще одно дело – записать аудиокнигу Василия Акимовича Никифорова-Волгина «Дорожный посох». Много книг появилось сейчас в нашей жизни (наверное, тысячи). Когда заходишь в церковную лавку, глаза разбегаются. Все время издают новые книги современных проповедников, богословов, художественную литературу.
Но на моей книжной полке есть одна книга, которая в буквальном смысле зачитана до дыр (настолько ветхие там листочки). Я прочитал ее, наверное, раз пятнадцать и никогда не устаю вновь перечитывать. Поскольку эта книга является нашим семейным сокровищем (каждый наш ребенок в свое время познакомился с ней, напитался этими историями), очень хочется поделиться ею с вами, дорогие зрители.
Василий Никифоров-Волгин был в каком-то смысле исповедником. Его жизнь закончилась в сорок лет в лагере. А в книге он описывает свое детство и свое служение священником. Там настолько потрясающий язык! Есть «Лето Господне» Ивана Шмелева. Но мне кажется, здесь более мягко, более красиво, какие-то выражения прямо слетают с языка. Человеку, любящему Русскую землю, обязательно надо прочитать эту книгу. Кто еще для себя ее не открыл – очень за вас рад. И, конечно, дети должны быть напитаны этими рассказами.
Мы с вами не церковные дети, и большинство из нас узнали о церкви, когда прошли путь скорбей и какого-то поиска. А как быть ребенком в церкви – мы не знаем. Поэтому мы своих детей мучаем, налагаем на них бремена неудобоносимые, чтобы они постились, молились, читали правила, исповедовались каждую неделю. Дети сгибаются под гнетом нашего понимания православия. А ребенок должен расти – как цветы цветут, естественным образом напитываться солнышком.
В книге есть детские впечатления. Например, как ребенок оказался на клиросе. Это так удивительно! Один из любимых рассказов – «Певчий». Когда Васе захотелось петь, отец говорит: «Сходи к регенту». Регент его прослушал, говорит: «Аксиос (то есть “достоин”), приходи завтра». А у мальчика была мечта – надеть синий кафтан (видимо, один из стихарей, в которых певчие пели, тогда так было принято). И вот он пришел за час, вырядился в кафтан, на него даже сторож заругался: «Что ты рано так приперся?», а он говорит: «Меня певчим выбрали, я буду петь».
Началась служба, и он описывает, что литургия раскрывалась как Небесное Царство, все шире и шире открывали царские врата. И в самый пик, когда народ вдохновенно, с высоким упованием пел Символ веры, мальчик не сдержался. Когда все закончили петь «аминь», он выскочил и пропел позже всех: «А-а-аминь». Регента аж прижало к аналою, он схватил его за волосы и говорит: «Убирайся отсюда, а то убью». Кто-то дал затрещину.
Потом он снимал этот кафтан, запутался, расстроился, шел, понурив голову, через весь храм, кто-то дал щелчка, кто-то надсмеялся. А мама обняла его и говорит: «Ничего, Васятка, не переживай. Любое хорошее дело начинается с искушения. Христос, Господь наш, наверное, улыбнулся, когда твой голосок выше всех взлетел: "Ну, не удержался, бывает; ишь как расстарался Васятка ради Меня". И благословил». Мама говорила, а он утешался и успокаивался.
Это истории детства, а потом начинается революционная жизнь, закрытие храмов, и много рассказов связано с этим периодом жизни. Потрясающие, до глубины души. Захотелось, чтобы была не только книга, но еще и восприятие на слух. Довольно неплохо получилось. Очень хочется с вами этим поделиться. Дарю. Читайте Никифорова-Волгина «Дорожный посох». Утешайтесь и радуйтесь.
Записала Инна Золотовская.