(Сохранены особенности устной речи)
– «Всякая земная радость печали бывает причастна» – есть такие слова в одном из молитвенных текстов. Очень много людей пребывает в пониженном эмоциональном тонусе, в депрессивном состоянии, в состоянии уныния, переживания. Порой это бывает от неоправданных на себя надежд. Человек думал, что он нечто (и нечто немаловажное), потом сел в лужу, и оказалось, что он так себе – посредственность. От этого происходит внутреннее самоедство, и человек не хочет из этого выковыриваться.
Помню, прочитав однажды очередную аскетическую книгу, настроился, что буду строг в том-то и том-то. А потом оказалось, что за обычным обеденным столом не можешь себя удержать в каких-то самых элементарных вещах. Бывает так: видит око, да зуб неймет. Посидели за столом так, что встать трудно. И когда понимаешь, что не оправдал собственной надежды, сразу давит печаль, что ничего не можешь. Даже в самом малом не можешь быть верным.
В это время Господь промыслительно дал в руки книгу «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова). И у него нашел по тексту беседу, которая называется «Отношение христианина к страстям его». Очень важный духовный совет, духовное наставление, потому что нам необходимо правильно относиться к себе, без восторга, без лишних ожиданий, без очарования, чтоб потом не было опущенных плеч, рук. Скажешь: «Ты ничего не стоишь. Никто меня не любит, никто не уважает. Пойду я на помойку, наемся червячков; наемся и умру. И знаешь – почему? Никто меня не любит…» И так можно очень долго сидеть в этом состоянии малолетнего, недоразвитого ребенка.
Потому что это у детей всегда состояние капризов, чтобы кто-то пришел, его развлек, начал с ним играть, сопельки вытер, а взрослый человек делает усилия, встает, идет, ищет точку опоры, где бы почерпнуть для себя поддержку, где бы ухватиться, чтобы вытянуться из этого болота. У Арнольда Шварценеггера есть такое выражение: «Шел, поскользнулся, упал, отжался, встал, отряхнулся, пошел дальше». Не надо в этом состоянии долго пребывать.
В этой книге святитель Игнатий пишет, что человек, который после падения приходит в состояние печали и уныния, не основательный человек, он не познал самого себя, он неопытный человек, потому что нам, грешникам, свойственно впадать в грехи, это часть нашей природы, пораженной грехом. Но попадание в те или иные ямы, лужи не должно человека лишать энергии двигаться вперед. А осознание своей нищеты должно побуждать человека звать на помощь: «Помоги! Спаси! Господи, спаси мя, погибаю!»
Когда человек, поскользнувшись, впадает в уныние, это признак гордости. Он о себе что-то такого придумал, не осуществил это, огорчился и теперь себя жалеет… Мы идем по лезвию, поскользнулись, упали. И смирение должно человека приводить в покаяние. Да, ты несовершенный, ты грешник. А что ты еще хотел от себя? Но есть Спаситель, к Которому мы должны обратить свой крик от сердца, когда больно, когда неприятно, когда кажется, что что-то натворил и все кончено. Нет, Господи, спаси меня, погибаю.
Не уходить в постоянное самоедство… Это дьявол подлавливает человека для того, чтобы больше его погубить, лишить надежды на спасение, привести к отчаянию. Упал, отжался, встал, отряхнулся и пошел дальше к Богу, к исправлению своей жизни. И ни в коем случае никогда не отчаиваться, потому что у нас есть Спаситель, есть Отец Небесный, Который любит нас настолько, что Сына Своего отдал, чтобы каждый из нас не погиб, но имел жизнь вечную. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская