(Сохранены особенности устной речи)
– Психолог Виктор Франкл прожил непростую жизнь, прошел немецкие концлагеря, выжил. И выжил благодаря тому, что нашел там, внутри застенков фашистского лагеря, возможность быть свободным. И он составил такую формулу, что от стимула до реакции всегда есть небольшое пространство времени, от которого зависит человеческое счастье, его развитие.
Именно в это мгновение человек делает свободный выбор. Он может пойти в одну сторону, может пойти в другую. От стимула до реакции всегда есть небольшой зазор, который влияет на всю последующую жизнь человека.
Однажды мой друг в молодости попал в автомобильную аварию. Ехали на дальнее расстояние по прямой дороге на хорошей, быстрой машине, на «Мерседесе». И незаметно скорость достигла двухсот километров. На дороге незаметно появился бугорок, на который они наскочили, и машина в этот момент всеми четырьмя колесами оторвалась от земли. В эти несколько секунд водитель испугался и руль чуть-чуть повернул в сторону. Не прямо, потому что надо было держать удар, а чуть-чуть. И когда колеса встали на поверхность, понятно, что машину крутануло…
Всегда пристегивайтесь. Благодаря тому, что водитель и пассажир были пристегнуты, они сохранили свои жизни. И, слава Богу, до сих пор живы и здоровы.
Есть всегда мгновение, в которое человек делает выбор: повернуть или остаться на прямом пути. Как-то встречались с нашими сотрудниками для очередной беседы. И у нас небольшая традиция сложилась, в каждой беседе мы несколько раз читаем молитву Иисусову, чтобы настроиться, успокоиться, Бога призвать к участию в беседе.
И вот только начали молиться, сосредоточились – зашумел чайник. А я говорю себе: «Не буду реагировать». Продолжаю молиться. И вот сколько дальше молились, чайник продолжал шуметь, потому что мне было интересно, как отреагируют сотрудники. Уже молитву закончили, чайник успокоился. Я спрашиваю: «Скажите мне, почему никто не встал и не выключил чайник?»
И так интересно: разные эти мотивы, почему человек не встал. А я, говорит, не в своем помещении, я здесь хозяйничать не могу. Ладно, понятно. «А я не хотел нарушить общее благоговение, молитву». Но ведь чайник всем мешал. Почему не нашлось хоть одного человека, который взял бы на себя ответственность за все? Пусть даже неловко… потом получил бы замечание, но помог бы всем настроиться и оказаться в тишине.
И так, оказывается, интересно, что есть люди реактивные, которые реагируют на стимул. Его толкнули, он побежал; подшлепнули – он пошел, указали – сделал. А есть люди проактивные, которые берут и жизнь свою строят. Не жизнь их подталкивает и как-то формирует, а человек идет и меняет жизнь свою и, как следствие, жизнь тех людей, которые с ним находятся в сообщении.
И это качество очень ценно. Предупредительность, готовность взять разумную ответственность на себя, принять решение. И даже если это будет дальше сопровождаться каким-то замечанием или порицанием, вынести это, потому что мотивация-то была хорошая, другим помочь, амбразуру закрыть, позаботиться. Но почему-то из того круга людей каждый себе как-то что-то объяснил, каждый… Ему был помехой этот шум, но тем не менее...
И очень важно усвоить, что наше счастье зависит от того момента, когда возникает какая-то реакция. Сказано нам злое слово, или на мозоль наступили, или напугали чем-то –всегда есть секунда, в которую человек может поступить по-христиански. Может, как животное, отреагировать с яростью, а может по-человечески.
Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская