(Сохранены особенности устной речи)
– На прошлой неделе в православной службе «Милосердие» проходила социальная практика для священников Екатеринбургской епархии. Это восьмая практика по счету, а для Екатеринбурга – третья. Так получилось,что несколько лет назад было дано благословение от священноначалия организовать социальную практику для руководителей социальных отделов.
Подумалось, что мы делимся с представителями других епархий, а собственные отцы остались без внимания. Уже в третий раз решили собрать батюшек и с ними поговорить, поделиться опытом приходской жизни, опытом тех инструментов, которые удалось приобрести и настроить для формирования прихода.
О чем говорили? О том, в чем заключается успех для священника. Каждое служение и работа должны приносить результат. Если ты видишь результат, то у тебя на душе появляется удовлетворение.
Несколько человек таскали камни. Одного спросили: «Что делаешь?» Он с мрачным видом сказал: «Камни таскаю». Другого спросили – он удовлетворенно сказал: «Деньги зарабатываю». А третьего спросили – он с радостным, светлым лицом говорит: «Я храм строю».
Любая деятельность может быть примерно с такой мотивацией. Кто-то просто лямку тянет, кто-то деньги зарабатывает, а кто-то созидает что-то доброе, настоящее. И пастырям очень много дано. Это ключевое служение на земле. Если отнимутся пастыри, то рассеются овцы. Собственно говоря, священники являются ангелами-хранителями этого мира, потому что молятся, совершают Божественную литургию.
Литургия – это пуповина, которой каждый храм, каждый престол связан с небом. И пока эта связь есть, этот мир живет. Если эти связи прекратятся, то существование мира просто ради материальной прибыли закончится.
Очень часто пастыри изнемогают под тем грузом, гнетом, который на них возложен. Во-первых, это огромная ответственность не только за заботу о приходе, о людях, но и духовная ответственность, потому что пастырь видит жизнь не только с физической стороны, но и ее внутреннюю историю.
Во-вторых, в отношении пастырей у людей всегда завышенные ожидания. Почему если и говорят о священниках, то только что-то негативное? Потому, что так хочется, чтобы кто-то на земле был святым. И если сталкиваются с тем, что священник – человек и ничто человеческое ему не чуждо, то сразу такое разочарование: все они одинаковые, все на «Мерседесах»... Потому что это ожидание, что должен же кто-то жить свято.
Но священники не ангелы. Они люди, которым очень много от Бога дано. Дано предстоять перед Господом, перед Неопалимой Купиной, перед престолом Божиим. А они такие же люди, у них такое же сердце, такая же кровеносная система, у них такие же физические проблемы, как у всех. Давит атмосферный столб в 758 мм ртутного столба, такие же проблемы в семьях и с детьми. Дети болеют, и с учебой у них не всегда бывает хорошо.
Но на самом деле никого это не интересует, потому что прихожане обычно безжалостны к своим священникам. У каждого проблема, и ему нужно эту проблему решить. Вот есть такой прибор, который стоит и какие-то слова дает. И всегда приходишь и ждешь, что батюшка пожалеет, погладит, скажет слово, от которого все беды и печали развеются.
Человек приходит – и полчаса одно, другое... Нет чтобы как-то подготовиться, убрать всю воду, оставить сухой остаток, четко сформулировать вопрос. А батюшки что? Батюшки терпеливые, они слушают. Это с опытом приходит.
У отца Димитрия Смирнова этот опыт к семидесяти годам сформировался, и он очень конкретно говорит: «В чем вопрос?» Не надо там: «А вот у меня дядя приехал из Ташкента, у него в сумке было печенье, это печенье оказалось у меня на столе…» Ну зачем это все? Просто – в чем вопрос? Батюшкам все это, конечно, не просто проживать, потому что их не очень-то жалеют. А надо жалеть, потому что они очень нужны в жизни.
Я к чему все это говорю? Социальная практика – это была возможность поддержать отцов и помочь им как-то сориентироваться в том, что все-таки является успехом для священника. А успех – это формирование общины, в которой люди друг друга знают, заботятся, учатся любить друг друга и смотрят в одну сторону – в сторону Чаши Христовой. И когда это получается, то для священника это является огромным утешением и поддержкой. Очень хочется наших батюшек поддерживать. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская