(Сохранены особенности устной речи)
– Недавно разговаривал с одной прихожанкой, и она посетовала: «Я прихожу на исповедь, и батюшка торопит: быстрее, быстрее… Или ничего не говорит. Я от этого огорчаюсь». И вроде первый импульс: человека поддержать, а потом понимаешь, что в любой ситуации, в любом диалоге есть два субъекта. Так часто бывает, что мы слышим одного. Это как глухой телефончик: вроде разговор идет, эмоции одного слышим, мысли слышим, другого не слышим, и может возникнуть перетягивание внимания.
Всегда, когда есть ситуация диалога, надо знать и понимать две стороны. Поскольку я священник, тоже на себя эту ситуацию примерил. Когда я себя мог бы так вести? Например, когда исповедь состоит из воды. Это искусство – выражать свои мысли ясно и четко. Это требует подготовки и тренировки, особенно если человек уже не первый раз. Первый раз прощается, второй и десятый раз прощается, а в сто и пятисотый раз непонятно: человек находится в ЗПР (задержка психического развития) или просто не понимает суть события, относится небрежно к исповеди?
Исповедь у серьезного, взрослого, церковного человека должна быть минуту или полторы. Если человек раз в две недели исповедуется, то не нужно ему каждую неделю проворачивать: брать какое-то пособие, переписывать книжечку Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». И потом ее монотонно из недели в неделю батюшке зачитывать. Конечно, никакие нервы у нормального священника не выдержат такую пытку. Зачем эту воду лить?
Серьезный, взрослый, ответственный христианин должен научиться анализировать свою жизнь, быть внимательным и выделять суть. Не просто перечислять все страсти, чревоугодие, блуд… Страсти вообще не надо называть, потому что это то же самое, что говорить, что Волга впадает в Каспийское море. «Я согрешил чревоугодием, сребролюбием». Но это априори, само собой, потому что никуда ты эти страсти не денешь, до смерти будут находиться в твоем естестве. И плотская зависимость от противоположного пола, потому что это в нашей природе, и гнев, потому что это часть нашей природы, это сила, которая в нашей душе находится. Это все никуда не денешь.
Можно просто уменьшить их давление на нашу душу, взять под какой-то контроль. Но они никуда не денутся. До конца человек будет находиться в сопротивлении. Поэтому мы исповедуем грехи. Это симптомы, проявление страстей, которые нужно отсекать и отсекать с этого греховного дерева, чтобы корень подсыхал.
Когда человека священник знает, не первый раз исповедует – и всё одно, понятно, что у батюшки бывают какие-то реакции. Очень важно научиться беречь своих священников и ответственность за себя брать на себя.
Исповедь – это твоя встреча с Богом. Бог знает все, Он знает даже больше, чем мы сами знаем про себя, потому что видит глубины нашего сердца. И конечно, Богу важно сердечное чувство и сокрушение в тех грехах, которые ты действительно совершил. А если ты их просто перечисляешь, но сердце даже не двигается в эту сторону, а некоторые вещи ты даже и не собираешься исправлять?.. «Грешу тем, что много смотрю телевизор...»
Если ты это сказал Богу, значит – должен черту поставить; с этого дня, с этого слова ты должен как-то пересмотреть ситуацию и ограничить, поставить эту страсть (праздность, уныние) в какие-то рамки. И по секундомеру, если ты много смотришь телевизор, уменьши время, час в день себе позволяй, если это необходимо, но не три часа.
Важно, прожив две недели, собрав весь этот мусор, отжать, убрать воду, оставить сухой остаток, потому что какие-то вещи не надо приносить на исповедь (допустим, ты переел или невнимательно читал молитвенное правило). Есть вещи, которые мы каждый день исповедуем на вечернем исповедании. Есть грехи, которые Господь прощает через личное покаяние. Не нужно даже этого «антибиотика» – таинства, прочитывания специальной разрешительной молитвы, потому что Господь реагирует на наше сердце.
А есть грехи, которые обязательно нужно исповедовать: непрощение, обида, ненависть, злоба, зависть. Их нужно выделить из всего потока и на них акцентировать внимание. Если человек к исповеди будет относиться серьезно, не формально, не профанируя таинство, готовясь к нему, а не просто для галочки, чтобы под Причастие допустили, тогда живой подход будет вызывать живую реакцию священника.
Батюшка будет включен, потому что будет чувствовать, что человеку это важно. Он и совет скажет, и проявит внимание, поэтому очень важно, как человек готовится к этому таинству. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская