– Есть такая народная мудрость: доброе слово – серебро, а молчание – золото. Или: слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Апостол Иаков говорит: «Кто научился обуздывать свой язык, тот человек совершенный». Человек повелевает стихиями, управляет космическими кораблями, дрессирует и приручает животных, а обуздать свой язык (малый уд, малый орган) не может.
Язык воспаляет наше естество, сам воспаляясь от геенны. Есть такие «специалисты» в духовном мире, как, например, озорник Купидон, который ходит с колчаном, полным стрел, запускает стрелы, пробивает сердце, и сердце заболевает – воспаляется гневом или похотью. Помыслы приходят и начинают человека разжигать.
Пока помыслы внутри нас «варятся», это еще не является грехом, это, можно сказать, искушение, повод, предложение. Пока не сказано слово, пока не осуществлено дело, грех еще не действует, его можно погасить. Когда угли накрывают брезентом, то через некоторое время без доступа кислорода они остывают, становятся холодными. Но если край брезента открывается и поступает кислород, они сразу же вспыхивают, снова появляется пламя.
Этот принцип очень важен в духовной жизни: пока слово не сказано – греха нет. Сказанное слово – грубое, злое, с раздражением, с осуждением – это как камень, который вываливается; как змея, которая выходит из человека и начинает жалить. А если ты жалишь других – грех у ног твоих.
В этом смысле есть очень важный принцип, правило духовной жизни. Иоанн Лествичник говорит: «Начало безгневия – это молчание уст при возмущении сердца». Запомните эти слова! Это первый рубеж, первая линия обороны: не дать гневу, раздражению выплеснуться из себя. Для этого есть определенные упражнения, техника борьбы, техника ведения боя.
Понятно, что наше сердце воспаляется быстро – мы люди гордые. Сказали тебе слово, как-то унизили: «Что ты, как баран, встал здесь?» И закипело. В машине какой-то жест тебе показали или посигналили, и ты потом целый день к этому возвращаешься: «Надо было себя вот так повести, а я...»
Назвали тебя бараном – слава Богу, комплимент тебе сказали, потому что на самом деле ты хуже, чем баран. Если спокойно, трезво подумать, бараны, ослы, козлы живут по заповедям Божиим (отведенным им), они не грешат. Никакой баран не будет ругаться матом, курить сигареты, пить водку. Он много чего не делает из того, что делает среднестатистический человек. Поэтому, если нас так назвали, – слава Богу, это похвала по большому счету.
Тем не менее наша гордость воспаляется: я не такой, как прочие человецы, это несправедливо... В этот момент очень важно жестко натянуть вожжи. Есть такой принцип духовной брани – самоукорение. Всегда нужно у себя внутри, в запасе иметь якоря, за которые можно схватиться. Когда тебя начинает «разгонять», нужно вспомнить о том, кто ты есть на самом деле, вспомнить свои смертные грехи: подлость, предательство, детоубийство, измены, какие-то отвратительные вещи, которые были в жизни и которые Господь простил, но они остались на душе шрамами. То есть нужно резко себя осадить: «Что ты кипятишься из-за какого-то слова? Вспомни, что ты сам-то делал, какие грехи у тебя за плечами наворочены», осудить себя: «Кто ты такой? Что ты себе позволяешь?», сделать строгий выговор.
Первый этап – замкнуть уста. Второй этап – себя укорить. И третий – вспомнить о Господе и помолиться за человека: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (такого-то) и его святыми молитвами помилуй меня, грешного». То есть в молитвах смирить себя перед человеком и от сердца помолиться.
Вот эти три упражнения со временем научат выдерживать невидимую брань против помыслов, которые воспаляют наше сердце: молчание уст, укорение себя и молитва за обижающих и гонящих нас. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская