«Благая часть»

«Благая часть» – это разговор о самом важном, это ответы на жизненные, беспокоящие душу вопросы. Авторская программа протоиерея Евгения Попиченко выходит ежедневно на телеканале «Союз».

– Не помню, говорили ли мы с вами об этом, но когда пришло время готовить рождественское поздравление, почему-то в голову пришло такое пожелание – чтобы в жизни каждого из нас произошел апокалипсис. Апокалипсис звучит угрожающе в свете голливудских фильмов, но если взять этимологию этого слова, то оно означает «откровение».

В жизни каждого из нас обязательно должно быть откровение. Откровение – там, где две личности встречаются друг с другом, человек – с Богом, Бог – с человеком. Я желаю, чтобы мы все время открывали для себя Бога в новых и новых страницах жизни, чтобы каждый день приближал нас к Богу.

Желаю откровения человека к человеку, чтобы жизнь была не впустую, чтобы мы научились видеть других людей. Это пожелание перекликается со словами митрополита Антония Сурожского, которыми я хочу с вами поделиться. Владыка говорит:

«Встречи в жизни бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, – но все они начинаются с того, что человек, у которого есть евангельское сознание или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует. И это бывает редко, очень редко.

Подумайте о себе: много ли случалось у вас на пути людей, которые вас замечали в минуту, когда вам это было нужно, когда у вас было горе, когда была нужда? Мы не видим людей. Часто мы можем их описать, но только внешность; мы воспринимаем физическую оболочку – и только; мы ею часто дорожим – и только. А того, чем светится человек, мы даже не замечаем. Мы смотрим на лампу и расцениваем ее материал и работу, которую в нее вложил художник, а то, что она светится, нам почти что даже неинтересно, или что она темная, мы не замечаем.

И вот первое: надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, – встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать, и, кроме того, признать, что он имеет право на существование. И это бывает опять-таки очень редко. Большей частью мы относимся друг к другу, к тем, кто нас окружает, как к обстоятельствам нашей собственной жизни. Мы – в центре, а вокруг нас движутся (или не движутся) явления; предметы не движутся, а звери и люди движутся – вот часто и вся разница. Мы знаем, что такой-то человек нам пригоден, а такой-то непригоден, от такого-то бывают неприятности, а от такого-то их не бывает. Если хочется получить тепло или дружбу, я к этому пойду, так же как я иду к печке, чтобы согреться, или в булочную за хлебом, – и все, и ничего другого. Таково, я бы сказал, постоянное отношение каждого из нас к какому-то числу людей. Значит, объективного существования мы за ними не признаем. Мы бываем по отношению к ним милостивы, милосердны, дружелюбны – все это в лучшем случае, конечно. Но что это значит?

Это значит, что той челяди, которая вокруг нас, мы уделяем столько-то внимания: как мы натираем воском шкафы или столы, так мы при случае можем одарить кого-либо улыбкой, вниманием или добрым словом. Если у нас есть какое-то постоянство в этом, нас даже могут счесть за хороших друзей. И все равно не было дружбы, потому что дело не в том, как мы обращаемся с предметами вокруг нас, а в том, что это не предметы, а люди, и каждый из этих людей имеет право быть самим собой, а не только частью моей жизни. И этому надо учиться. Это настолько трудно и, я бы сказал, часто настолько неприятно, что приходится учиться. Гораздо удобнее признавать в человеке только ту сторону, которая к нам обращена улыбкой. Но беда-то в том для нашего себялюбия, что есть другая сторона, что человек существует не только тогда, когда он с нами, вокруг нас, около нас, для нас существует. У него есть целая жизнь вне нас».

Очень созвучные слова! Так хочется научиться видеть людей не поверхностно, не как какое-то пятно, на котором ты фокусируешь внимание только тогда, когда нужно от него что-то получить, когда он интересен. А потом снова расфокусировался, и человек – как часть обихода. Но ведь внутри каждого человека есть такая глубина, научившись видеть которую, человек будет все время жить глубоко, полно, по-настоящему.

Я желаю, чтобы мы научились людей видеть, научились их встречать. «Чтобы был каждый кому-то дорог. И не опаздывал жить». Помогай нам всем Господь.

Записала Инна Золотовская