– Новый год – это всегда возможность спланировать некоторую часть своей жизни. Это очень важно, потому что человек должен ставить какие-то задачи, видеть их и стремиться достигать; не просто плыть по течению, а осознанно, осмысленно глядеть вперед и немножечко вверх.
Полезно взять ручку, бумагу и написать десять важных целей (которые придут в голову) на этот год. А потом расставить циферки, что самое важное, что менее важное. В следующей колонке расставить цифры, что из этих целей труднее всего, чего мы больше всего боимся, что вызывает особую сложность. В третьей колонке – чего мы можем достичь самостоятельно, без специальной помощи других людей и каких-то особых условий. А потом все эти цифры сложить, и там, где будет наименьшее количество баллов, и будут самые важные для нас цели.
Конечно, очень хочется, чтобы эти цели касались именно тебя лично; не каких-то внешних успехов: съездить, сходить, посмотреть, построить… А развития своего сердца, своей души. Когда у меня получилось в этом смысле подумать, оказалось, что важная цель – научиться откровению, откровенности, учиться быть более внимательным к себе и к людям. Понятно, что когда ставятся какие-то цели, Господь потихонечку начинает подсказывать.
Делюсь словами своего любимого автора – митрополита Антония Сурожского. Он так говорит о подобном:
«Мы часто говорим, что справедливость заключается в том, чтобы уделять другому человеку то или иное. Справедливость начинается не тут, справедливость начинается там, где мы говорим, что этот человек существует совершенно вне меня, что он имеет право существовать совершенно вне и даже против меня, он имеет право быть самим собой, как бы это ни оказалось неудобным, мучительным, убийственным для меня. Если эту меру справедливости мы не применяем, тогда все остальное – подачки, а не справедливость. Это раздача каких-то наград, каких-то благ, но не отношения с человеком.
И вот, значит, первое: признать за человеком его право на собственное существование, развить в себе способность отстраниться и посмотреть на человека – не по отношению ко мне, а увидеть человека в нем самом: каков он, что он? – и сообразить (чего мы не любим делать), что если бы нас вообще и на свете не было, он бы все равно существовал или мог существовать, и что наше существование вовсе не является для него величайшим благом, каким его одарил Господь.
Во-вторых, надо уметь смотреть, чего мы тоже не умеем. Мы все умеем глядеть перед собой и что-то воспринимать, но что мы видим? Мы видим два рода вещей: те, которые нам сродни, которые нам подходят, или которые нас отталкивают; человек нам или симпатичен, или нет. Но эти две крайности, или два аспекта, человека его отнюдь не исчерпывают. Он не сводится к тому, что в нем есть вещи, которые мне нравятся и не нравятся, вещи, которые для меня опасны или благотворны. Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, надо уметь отрешиться от себя».
Уметь отрешиться от себя. Я думаю, это свойство также может помочь увидеть Христа, потому что Господь к этому призывает: отвергнись себя. Перестань зацикливаться на самом себе, отвернись от себя, посмотри вокруг, на людей, попробуй увидеть в каждом человеке человека, образ Божий, Христа.
Умение развивать этот навык – это замечательная находка и сокровище. Я вам желаю развивать умение видеть не просто предмет, не просто фон, а человека.
Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская