– Сегодня 6 февраля, и Святая Церковь совершает память удивительной святой, очень близкой, родной и какой-то ласковой. Ее всегда хочется назвать как-то по-простому, по-домашнему – Ксеньюшка Петербургская, Ксеньюшка Блаженная. «Ксения Петербургская» – сразу дистанция.
Ксеньюшка – очень простая, близкая, способная к большой и сильной любви. Наверно, этим она притягательна. Не просто каким-то своим подвигом самоотвержения, преодоления, а именно подвигом настоящей любви, потому что человек в жизни ищет на самом деле одного – любви. Если он где-то находит источник этой любви, он рядом с ним поселяется и не может от него насытиться.
В Ксении любовь выразилась в полной мере. Такая любовь к человеку, которая идет за ним в ад, вместе с ним там страдает и выводит его из этих мучений. Андрей Федорович, муж Ксении, умирает внезапной смертью. В житии не говорится, как он умирает; может быть от инсульта, может быть, от выпитого спиртного. Умирает, по-видимому, не по-христиански, не мирной кончиной, без примиренности с Церковью, с Богом.
Его супругу Ксению это настолько потрясает, что она понимает: дальше так жить нельзя, нельзя теперь уже ходить на балы, искать какого-то своего женского счастья. Любовь к мужу и переживания, что его душа сейчас не в порядке, побуждает встать ее на путь юродства. Она надевает его одежду, выходит на следующее утро и перед всеми предстает безумной, сумасшедшей, говорит: «Я – Андрей Федорович». И так всю жизнь она жила под этим именем. Через какое-то время люди стали замечать, что через нее Господь совершает явные чудеса.
Наверно, поэтому к сердцу стал близок подвиг старицы Анастасии Тбилисской, у которой история примерно такая же, тоже подвиг любви. Сидящая Анастасия – ее так и называют. Она полюбила офицера, а жила в семье с мачехой; мачеха злая. И понятно, что Золушку не хочется никуда отпускать, и она однажды сказала офицеру, что Настенька сошла с ума, ее увезли в больницу, что, в общем, он ее потерял навсегда.
Ее избранника эти слова настолько потрясли, что он тут же, во дворе, застрелился. И когда Настя выбежала, увидела своего любимого, она согнулась над ним, села на корточки и до конца своих дней с них не вставала. Сначала это, наверное, был какой-то шок, а потом это было сознательное решение, выбор – не вставать, пока она не вымолит, не упросит Бога хоть каким-то образом за эту несчастную душу, которая в таком отчаянии, самовольно, через грех перешла в вечную жизнь.
Она 50 лет сидела на месте смерти своего любимого. Потом, когда она состарилась, ей сделали навес, и она еще 15 лет жила под открытым небом, но закрытая от разных осадков, претерпевая и холод, и жару, и голод, и физическую усталость, молясь Богу. И также через какое-то время люди стали замечать, что ее молитва Богу угодна, что Господь исполняет ее просьбы.
Если будете в Тбилиси, обязательно найдите Анастасию Сидящую. Это обычный дворик на обычной улице. Там фотография очень красивой девушки и место ее подвига любви. Ради любви к своему близкому человеку она отвернулась от своей жизни и посвятила себя вымаливанию его души.
Вот так и в жизни, когда случается какая-то беда, тяжелое испытание или тяжелая болезнь, эти подвижницы являются примером, как нужно себя вести. Не просто свечки ставить, не просто где-то что-то заказать… Как часто думаем: какую молитву прочитать? Но бывают ситуации, когда просто молитвами делу не поможешь, когда нужен жертвенный подвиг мамы, сестры или жены ради того, чтобы человеческая душа была спасена. Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская