(В расшифровке сохранены особенности устной речи)
– Недавно прошел экзамен для оглашаемых. В наших огласительных беседах есть такой момент, когда знакомимся с учениками. Учеба достаточно продолжительная – несколько месяцев для тех, кто желает войти в Церковь, познакомиться с ней, сделать первые шаги в духовной жизни или восстановить прерванную духовную жизнь, уврачевать раны жизни без Бога и без Церкви.
Где-то посередине, при переходе из первого класса во второй, мы встречаемся, проводим небольшое тестирование, и в доверительной беседе проходит, как мы условно называем, экзамен, хотя на самом деле это разговор с какими-то немного проверяющими вопросами. Цель – поддержать, вдохновить, настроить на следующий шаг, на изучение начала аскетики.
Вера – это не только теория, не только согласие ума с учением Церкви и ощущение сердца, что есть Бог, и желание быть с Ним. Это еще определенная дисциплина жизни, воли, организация своих отношений с Богом. Мистики без аскетики не бывает, нельзя сразу оказаться в Царствии Небесном. Нужно, как Иоанн Креститель призывал: «Прямыми сделайте дороги, Христос идет. Тот, Которого я предвозвещаю, приходит, но вы исправьте свои пути, чтобы к вашему сердцу Господь сумел пройти».
На экзамене было человек пятнадцать, из них особенно запомнились двое. Восьмидесятилетний Василий Иванович… Восемьдесят лет! Такой дед решительный, искренне говорит: «Надо быть крещеным и в Бога верить». Счастливый человек в том смысле, что осознанно принимает дар, который Господь нам подает в таинстве Крещения. Этот человек осознанно проходит период умирания для греха и воскресения для жизни с Богом.
И запомнилась молодая женщина, тоже некрещеная. Всегда с особым чувством встречаешь людей, которые прежде крещения делают усилия и, что называется, в добром уме и твердой памяти заключают это завещание, заключают с Богом Новый Завет (или вступают в Новый Завет). Конечно, человек, прежде чем подписать серьезные документы, должен их прочитать, вникнуть, согласиться со всеми пунктами, а не так, что ему что-то дали, он подписал с закрытыми глазами, проснулся – и начинаются какие-то другие отношения.
С Богом вступаешь в Завет, нужно хотя бы вникнуть: какие у тебя обязанности, какие права, возможности, что Господь с тебя спросит, когда ты пред Ним предстанешь. А не так, что плыл-плыл по течению – и на Страшном суде оказался.
Юлия тоже некрещеная; спрашиваю: «Как Вы здесь оказались?» Она говорит: «У меня в поколениях много священников, даже есть один священномученик. Я очень захотела узнать, что их побуждало жить так, узнать их веру и пришла». Все-таки замечательно, что у нас сейчас в Церкви есть возможность готовить людей и реализовывать ответственность, которую ты на себе несешь как священник, совершая таинства.
Страшно допускать человека до огня, если он не знает, как этот огонь сохранить. Я имею в виду Причастие. Апостол Павел коринфянам говорит: потому многие болеют и многие умирают, что без рассуждения, недостойно принимают в себя эту Святыню.
То же самое можно сказать и про таинство Крещения, и про таинство Венчания. Если человек не осознает величия дара, его ценность, он его не сохранит и не будет им дорожить. Настолько драгоценны те прихожане, которые не капризничают, не встают в позу: ну-ка, сделайте мне; я заплатил, вы будьте любезны, мне не нужно тут вашего… (хотел сказать – Иисуса Христа). А иногда так и бывает: «Я не хочу ничего изучать, я хочу получить то, что мне надо». Но как человек хочет стать христианином, не полюбив Иисуса Христа? Но как он Его полюбит, если ничего о Нем не знает? Если Евангелия не читал, веру не изучал? Как?
Это будет цирк, просто театральное представление, когда человек на вопрос священника «Сочетаваешься ли ты Христу?» (то есть вступаешь ли ты с Богом в союз?) – говорит: «Сочетаваюсь». А с кем? Как? Это как в браке сочетание происходит, а не знаешь даже, кто рядом. Драгоценны те люди, которые хотят узнать о Христе и, узнав, хотят с Ним быть.
Помогай нам всем Господь.
Записала Инна Золотовская