Творческие люди всегда найдут, где применить свои способности. Слава Богу за то, что Он даровал замечательных помощников, которые, несмотря на всевозможные кризисы, карантин, изоляцию, не оставляют своей творческой деятельности. Одним из результатов таких трудов была настройка онлайн-трансляции богослужения.
Милостью Божьей мы перебрались в наш собор Успения, который еще находится в процессе реконструкции, но внутреннее помещение приспособлено…Благодаря онлайн-трансляции у нас получилось поделиться этой красотой и этой тайной с теми людьми, которые были с нами во время службы. Это важно иногда увидеть, услышать и почувствовать. На Светлой седмице все двери алтаря – и царские, и диаконские врата – открываются для того, чтобы происходящее внутри изливалось благодатной энергией и светом на всех молящихся в храме.
Пасхальное богослужение, крестный ход... Но, по определенным причинам соблюдая меры санитарно-эпидемиологической безопасности, нужно было пройти крестным ходом небольшому количеству сотрудников. То есть это священники, алтарники, певчие. Это был какой-то потрясающий опыт. Обычным прихожанам, которые были в храме, нужно было как-то сказать, чтобы они в храме и остались. Нельзя же просто выйти, сказать: «Всем оставаться на местах!» И уйти. Поэтому пришлось искать богословское обоснование. Когда весь народ выходит из храма, двери затворяются, храм становится затворенным гробом, перед которым начинается пасхальная служба. Двери открываются, и мы входим в пустой гроб: Христос воскрес!
А тут получается, немногие люди вышли, обошли крестным ходом с песнопением «Воскресение Твое, Христе Спасе», вернулись к входу, пропели все положенные начальные молитвы, открывают двери храма, а там… А там полно ангелов. Есть же такая история, что мироносицы пришли, заглянули в гроб, там Христа уже не было, а ангелы сидели. Прихожане, как ангелы, стояли со свечками в темноте и молились Богу. И это потрясающий новый опыт.
Пасхальное богослужение – это же сплошной фейерверк: огонь, свет, восклицания, песнопения пасхальные, непрестанное каждение, ектеньи, молитвы. И вдруг осознаешь, что по ту сторону экрана с тобой находятся около 60 000 человек – столько просмотров было на нашей службе. Выходишь приветствовать прихожан, поворачиваешься к камере, кадишь и приветствуешь: «Христос воскресе!» И такая обратная связь…
Одна прихожанка очень печалилась из-за того, что впервые в жизни на Пасху она осталась дома. Сидит грустная, смотрит трансляцию богослужения из храма, и тут священник поворачивается, смотрит на нее и ей кричит: «Христос воскресе!» Она это восприняла, ответила: «Воистину воскресе!» А потом: «Ой, я же в домашней одежде!» Так среагировала. Удивительный опыт, который также пойдет в копилочку церковной жизни.
Оказалось, что очень несложно собрать в одном месте несколько десятков близких людей из разных городов, разных стран, пообщаться с ними, каждого послушать, чем-то поделиться. И, конечно, вот это ощущение, что хоть в храме народу мало по сравнению с обычными пасхальными торжествами, но вместе с тобой молятся тысячи твоих прихожан, с которыми ты можешь поделиться пасхальной радостью. Христос воскресе, и жизнь жительствует!