То, что мы проживаем в этом году, мы будем еще долго разбирать, анализировать, нас будут догонять какие-то смыслы и понимание происходящего. А может быть, что-то мы и не поймем, что-то откроется потом, в будущей жизни.
Тем не менее недавно услышал проповедь из уст известной православной певицы Светланы Копыловой. В этом есть необычность, некоторое юродство, что проповедь мы слышим от женщины. Так получилось, что проповедь не была записана на аудио- или видеоносители, она была в печатном варианте, и Светлана ее прочитала, ею поделилась. Потом она разошлась по сети.
Это слова протоиерея Никиты Бадмаева, который служит в Санкт-Петербурге, – в них правда. В этой ситуации много информационного шума, который глушит смыслы, глушит суть. Кто-то ищет врагов, кто-то находится в позиции осуждения, сопротивления, какого-то революционного или предреволюционного настроя, а он сказал слова, в которых Божья правда: не надо искать виноватых в правительствах, в иерархах.
В этом году очень многие люди остались без Пасхи, когда все ликует и поет, колокольный звон, когда тысячами собирается народ в храмах, когда пасхальная радость разливается по всей стране, по всему миру. В этот раз не так. Очень многие оказались на домашней изоляции, очень многие встречали Пасху по телевизору. Почему? Кто в этом виноват?
Однажды эта проповедь была произнесена в Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим... Помните, что сделал Господь, войдя в храм? Он свил из веревок бич и стал выгонять из храма торгующих, хотя они занимались привычным делом, занимались им с пользой и для прихожан, и немножко для себя. Он опрокинул столы, Он разогнал жертвенных животных, которые там находились, но тоже с какой-то благой целью, с благим намерением. Он выгнал народ.
И вот наше время. Господь берет бич коронавируса, без единого выстрела и особых сопротивлений закрывает храмы для современных христиан. Но мы же понимаем, что в этом есть Промысл Божий. Как бы кто ни плел что, но без воли Божией этого бы не совершилось. Значит, это Бог захотел, чтобы мы прожили этот урок, чтобы мы задумались, не искали внешних врагов. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Мы прожили тридцать спокойных лет. Тридцать лет каждый день мы приходили в храмы, были на Страстной седмице, мы проживали, ждали, встречали Пасху, мы встречали Благодатный огонь, и это стало для нас естественным. Мы привыкли к этому, это стало для нас как часть жизненного интерьера. Наши дети выросли в этом, они не представляют жизни по-другому, чем прийти с родителями в храм, подурить на улице, побегать, потом прорваться к Чаше с потным лицом и снова побежать дурить, орать. Это наши церковные дети, которым мы должны передать нашу церковную веру, наше сокровище.
И вот Господь ставит шлагбаум, потому что дело не во врагах, а в нас. Это мы стали так жить, что наша молитва, наша Пасха, наше совершение богослужения, наше участие в нем стали неугодны Богу. Значит, мы что-то упустили за это время, мы не сделали что-то важное; значит, не вызрел плод покаяния, молитвы. Богу нужны не жертвоприношения; «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Может быть, в этом вся беда? Коронавирус только инструмент, который Бог дает нам: как мы усвоим его, как проживем? За одним вирусом может прийти другой, третий, десятый. Господь сказал: «Вы думаете, те, на кого упал столб Силоамский, были грешнее прочих иудеев? Да нет, не в этом дело, просто если не покаетесь, то все так погибнете». Покаяние – это не по бумажке из раза в раз вычитывать одно и то же под копирку, это процесс внутреннего изменения жизни.
Давайте подумаем об этом. Помогай нам всем Господь!