Сегодня день памяти святого, который является особым небесным покровителем России, особенно града Москвы, его икона вписана в герб нашего государства, она всегда нам напоминает о главном: …где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, там ваша жизнь и готовность жизнь свою за это сокровище отдать.
На Страстной неделе в Великий Пяток служатся царские часы. Это утреннее богослужение, когда литургии не положено, но читаются часы, на которых звучит Евангелие о последних минутах земной жизни нашего Господа. И там в нескольких частях очень много внимания уделяется игемону Понтию Пилату.
Мне всегда его немножко жаль. Пилат – обычный правитель. Что 2000 лет назад, что сейчас – ничего не изменилось. Любая власть пытается маневрировать между народом и той властью, которая над ней, как-то так пройти, чтобы и этот не возмутился, и от этой не получить. Надо все время ловить ветер.
Пилат – среднестатистический правитель, не лучше и не хуже других. Он просто оказался в то время в том месте. Любой современный правитель, если б оказался там же, возможно, то же самое повторилось бы. И этот потрясающий конформизм: …я не нахожу никакой вины в этом человеке. Хочет отпустить Иисуса. Невиновен я в крови Праведника Сего. Умывает руки.
Но иудеи ведь знают все эти ниточки, механизмы, как тогда, так и сейчас знают, как нужно надавить: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
И Пилат снова «переобулся» – вроде бы уже готов был отпустить, а тут могут «настучать» на него кесарю. И он делает такой жест: «Я ни при чем, умываю руки, я чист». А те: кровь Его на нас и на детях наших. То есть «пусть Его кровь на весь наш род распространится» – такое себе проклятие проговорили.
А великомученик Георгий был правителем пошибче, чем Пилат. Он вообще был любимцем римского императора. И вот речь зашла о том, что ему нужно тоже как-то подстроиться, то есть ему как бы говорили: «Зачем тебе все это терять? Давай как-то спокойнее. Зачем тебе Христос, вера?»
То есть император его уговаривал, запугивал, потом отдал его в заключение, а потом предал на самые лютые, великие мучения. Но Георгий не боялся смерти, не боялся того, что скажет кесарь, потому что его сокровище было дороже всех благ этого мира.
Желаю всем нам, чтобы у нас было это сокровище, чтобы наше сердце было со Христом. Если так, то ничего не страшно – не страшно болеть, страдать, все потерять. Потому что если Христос – твое сокровище, ты ничего никогда не потеряешь. А всё в этом мире – временные трудности, они закончатся.
Но есть вечное сокровище. …где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Пусть наше сердце будет со Христом за молитвы святого великомученика Георгия Победоносца, память которого ныне совершаем. Помогай нам всем Господь!