Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей о расслабленном. Мы вспоминаем историю, которая случилась в Овчей купели. Была в Иерусалиме такая купель, около нее был устроен дом милосердия, в котором лежало множество больных – сухих, хромых и так далее, чающих движения воды. Раз в год совершалось чудо: ангел Господень сходил и возмущал воду; вероятно, она начинала как-то меняться, бурлить. И первый, кто в эту воду опускался, исцелялся, каким бы ни был одержим недугом.
Недалеко от этой купели лежал человек, который обратил на себя внимание нашего Господа. Иисус подошел к нему и говорит: «Хочешь ли быть исцеленным?» То есть не просто здоровым, благополучным, не просто встать и ходить, а восстановить целостность.
Есть такое слово «целомудрие». Современным людям оно малопонятно, потому что его понимание склоняется в одно направление: целомудрие как телесная чистота. А это слово гораздо глубже, в нем два корня от слов: «целостность» и «мудрость». То есть оно означает внутреннюю гармонию ума, чувств и воли, единение трех сил души, которые есть в человеке.
Потеря целомудрия – это всегда как лебедь, рак и щука: каждый в свою сторону тянет, но коль «в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет… только мука». Каждый человек так и мучается: хочет одного, совесть говорит другое, разум – третье, а воля вообще плюет на все и идет исполнять пожелания плоти.
Потому что у нас внутри будто Государственная Дума: есть несколько фракций – фракция желудка, то есть наше тело, фракция души, фракция ума – рассудок, а воля – это спикер. Приходит человек с работы, и разум робко замечает: «Хорошо бы почитать книжку – завтра нужно делать сообщение». Совесть говорит: «Может, Богу помолиться, Бога призвать в помощь? А потом уже остальное». Громче всех кричит желудок: «Какие там книжки?! Какие молитвы?! Кушать пора! Пива хочется!» А кто громче всех кричит, тому микрофон и достается.
Так вот, Господь спрашивает: «Хочешь ли быть исцеленным, восстановить эту гармонию целомудрия?» Расслабленный говорит: так, Господи; но не имею человека… Лежит 38 лет – по-разному мог бы ответить, мог бы сказать: «Ты что? Ты откуда вообще? Зачем так говоришь? Не видишь, что я мучаюсь, болею? Можешь помочь – помоги. Зачем задавать такие глупые вопросы? Конечно, хочу».
В таком ответе было бы возмущение, ропот, гордость. Господь не откликнулся бы на такое состояние души. А человек, по-видимому, приобрел в этой болезни необходимые для исцеления качества души: кротость, терпение, смирение: «Да, Господи, хочу, но нет человека… Всегда кто-то уже вперед меня забирается в купель и исцеляется».
Господь ему говорит: встань, возьми постель твою и ходи. И он встал, взял постель и пошел. Удивительная картина была для жителей того места: человек ходит с постелью под мышкой. Конечно, это заметили иудеи и говорят: сегодня суббота; не должно тебе брать постели, потому что нужно лежать в покое. Он отвечает им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. «Кто Тот Человек?» – «Не знаю».
Потом в храме Господь его нашел и говорит: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Тот пошел и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.
У меня всегда вопрос: зачем он это сделал? По какому велению души? По простоте? По послушанию – старших уважает, они спросили, значит, нужно сказать? Или по какому-то греховному мотиву? Тем не менее события сегодняшнего праздника таковы, что Господь исцелил расслабленного.
Все мы расслабленные, находимся в расстроенном состоянии. И у нас внутри постоянно какая-то демократическая республика – все время какие-то дебаты, каждый на свою сторону одеяло тянет, а вот единоначалия нет – нет диктатуры совести. А она должна быть, чтобы Господь был с нами. Есть о чем подумать. Подумаем. Помогай нам всем Господь!