Вчера, 24 мая, исполнилось 111 лет со дня рождения старца Николая (Гурьянова). В моей жизни он сыграл и играет важнейшую роль. Я верю, что по его молитвам до сих пор Господь милует, дает возможность служить. Многие из тех милостей, которые есть в жизни, случились именно потому, что когда-то произошла встреча именно с этим удивительным человеком. Сегодня хочется вспомнить его особым образом. Давайте немного обратимся к его жизни.
Родился батюшка на святой Псковской земле 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. Семья была благочестивая, поэтому мальчика нарекли в честь святителя Николая. Николай был третьим ребенком в семье, и все дети унаследовали от отца Алексея Ивановича Гурьянова музыкальное дарование, воплощение которого так и не получили – погибли на войне. В 1914 году ушел из жизни отец. Лишь мать Екатерина Степановна прожила долгую жизнь, оберегая своего единственного сына.
С первых дней стало понятно, что Николаю предначертан особый путь. Мальчиком он прислуживал в алтаре в местном храме Архангела Михаила, а в студенчестве определил свою собственную судьбу. Будучи учащимся Ленинградского педагогического института, в 1929 году был отчислен с первого курса за то, что позволил себе высказаться против закрытия одного из храмов. Таким образом, путь к высшему образованию оказался для него закрыт, несмотря на то, что он успешно окончил в 1928 году Гатчинский педагогический техникум.
Вернувшись на родину, Николай служил псаломщиком в церкви, преподавал математику, физику и биологию в школе до тех пор, пока не последовал арест в 1930 году. Заключение в «Крестах», ссылка в лагерь под Киевом, затем на поселение в Сыктывкар. Здесь он оказался среди тех, кто прокладывал железную дорогу. Это были ужасные годы, полные страдания, горечи и страшных испытаний.
Много лет спустя отец Николай вспоминал ту ночь, когда ему пришлось долгие часы стоять в воде в ледяном крошеве вместе с другими заключенными. Ночь была нескончаемо длинной; укрепляла душу лишь покаянная молитва старца – она и помогла ему выжить. Наутро пришедшие охранники обнаружили, что он оказался единственным, кто остался жив.
За годы ссылки он получил множество увечий, травм, из-за которых не был мобилизован в Великую Отечественную войну. После лагеря он преподавал в школах Тосненского района, а после оккупации Гдовского района был перемещен в Прибалтику.
Пятнадцатого февраля 1942 года в Риге в праздник Сретения Господня Николай Гурьянов принял сан священника. Первое время он служил в храмах и монастырях Прибалтики. А в 1958 году перевелся на должность настоятеля храма Николая Угодника на остров Залит. Именно это тихое место стало его домом и его судьбой.
Жизнь на острове во имя Бога на земле оказалась нелегкой. Батюшке порой приходилось служить в пустом храме. Но со временем люди полюбили кроткого, смиренного старца и обратили свои сердца в веру Христову. Своим служением батюшка снискал славу мудрого, прозорливого старца, к которому за советом и помощью съезжались православные верующие со всей страны.
По его молитвам строились храмы, исцелялись болящие, устраивались жизни людей, исправлялись человеческие души. Он предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя, гибель атомных лодок «Комсомолец» и «Курск».
Об особом духовном зрении батюшки слагали легенды, но самое главное, он всегда видел болезни человеческой души. Он помогал людям исцелиться от них, покаяться и прийти к вере. Кротко, без назидания и морали, старцу удавалось открыть в каждом человеке зерно его духовной силы и мудрости. Он часто говорил паломникам: «Знай себя – и довольно с тебя».
Настоящим испытанием смирения батюшки стали 70-е годы, когда на остров стали приезжать люди со всей страны и его начали почитать как старца. Доселе забытый, он не предался мирской славе, лишь повторял и сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете». Всем, кто спрашивал, как жить, говорил: «Жить так, словно завтра умрешь. Трудись, опасайся праздности, люби ближнего своего и все исполняй с молитвой и верой в сердце». Такими были наставления старца.
В последние пять лет своей жизни он не раз говорил: «Я уже не земной. Я давно не здесь, а голова у меня вся домашняя. Уже дома». Домом он называл Царство Небесное.
Часто батюшка повторял, взирая на наш суетный мир: «Мир – это уже ничего не нужно. Я давно там. Вы все держите меня на земле молитвой, а мне пора к своим. Царь меня ждет, Императрица, Матушка моя».
Он прожил 93 года; 24 августа 2002 года тихо взошел на небеса. Перед уходом изрек: «Когда я уйду, то будете приезжать ко мне на остров, как и прежде». Так и случилось. С тех пор прошло уже больше 15 лет, а паломничество к его могилке не прекращается; по-прежнему люди получают исцеления от иерусалимского маслица, которым помазываются прямо из лампадки у креста.
Молитвами старца Николая (Гурьянова) пусть Господь помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец!
Записала Екатерина Береснёва