Сегодня мы вспоминаем святую блаженную Ксению Петербургскую, день ее общецерковного прославления. У каждого христианина обязательно должны быть духовные друзья и в этой жизни, то есть люди, которые поддерживают, на которых можно опереться, про которых знаешь, что они не подведут, не бросят, вытянут, если к ним обратиться.
Но и в Небесном Отечестве у нас тоже должны быть друзья, то есть близкие по духу святые люди. Это удивительный опыт, когда чувствуешь, что тебя понимают, что ты молишься, а человек включается в твою жизнь, откликается на твои просьбы, начинает за тебя ходатайствовать перед Богом.
У нас огромный сонм святых угодников – святители, мученики, преподобные, праведные. Среди них особо выделяются блаженные, Христа ради юродивые. Ведь их подвиг часто непонятен, для большинства невозможен. Человек ведь так сильно зависит от общественного мнения. Хотя «общественное мнение – это мнение тех, кого не спрашивают».
Но для нас важно, что скажут, как мы выглядим, на каком мы счету. Если замечания, то это расстройство, обиды, мы будем их пережевывать, к ним возвращаться: «Вот мне так сказали, меня не оценили...» Если всем дали премию, а кому-то не дали – все, может дойти до увольнения. Или «всех пригласили, меня не пригласили, значит, меня не любят, не ценят» – у человека жизненная трагедия.
Хотя что здесь такого? Как к тебе по-другому относиться? Мы же в молитвах говорим: ...грешные... от них же первый есмь аз… Говорим о том, что без конца согрешаем. Но какое отношение к грешнику? Или тогда, получается, мы фальшивим, то есть говорим чужие слова, которые для нас какого-то особого значения не имеют? Мы говорим правильные вещи, но их не разделяем?
На этом фоне подвиг юродства – это удивительная красота, когда человек сознательно презирает то, что о нем будут говорить. Это не по безумию. Хотя слово «юродство» в каких-то контекстах означает, что человек потерял разум. Но это добровольное лишение себя в какой-то степени привычного человеческого образа – и образа жизни, и даже разума.
Когда Ксеньюшка Блаженная после потрясения от смерти своего мужа вышла перед всеми как бы немного помешанная, сошедшая со здравого ума, так ее и приняли – стали жалеть, убеждать, уговаривать: «Не надо. Зачем тебе себя губить? Ты молодая, красивая, обеспеченная, у тебя все еще впереди». Но у нее была цель. Она очень хотела помочь своему любимому супругу. Ради спасения его души, ради любви к нему она отрекается от собственного человеческого земного счастья и обретает счастье небесное.
Ведь Господь много дает человеку, когда тот смиряется, находит какие-то слова, которыми может осадить свою гордыню: «А что ты лезешь в первый ряд? Кто ты такой? Как в калашном ряду можно оказаться с твоим лицом? Это же невозможно. Зачем?» То есть человек себя укоряет, останавливает этот поток гордой обиды, и вдруг на сердце приходит мир. И это только отголоски того, что Господь уготовал любящим Его.
Ксения в полноте стяжала Царствие Небесное в своем сердце. Христос всегда был с ней. Это, конечно, через труд, через подвиг, через величайшее преодоление своего физического и душевного расстройства – восстановление целостности, исцеление. Но когда Ксения увидела цели – жизнь во Христе и помочь добраться до Небесного Царства своему супругу, она это сделала: прожила жизнь достойную, святую.
Если мы ей молимся, то ее простота дает какую-то сердечную близость, теплоту, она очень легкодоступная. Святая блаженная мати Ксения, моли Бога о нас!
Записал Игорь Лунёв