Недавно встречались с несколькими семьями, которые готовят своих детишек к новому учебному году, и проходили с ними собеседование. Хорошо, когда семьи полные, когда папа и мама вместе, это здорово, для ребенка это уже серьезный бонус.
А члены некоторых семей оказались, так скажем, смотрящими не в одну сторону. Ведь любовь там, где двое смотрят в одну сторону. И полнота семейной близости, когда есть не только телесная и душевная, но и духовная близость, когда говорят на одном языке, когда есть общая система координат, система ценностей.
Понятно, родители обеспокоены воспитанием своих детей – как научить их верить в Бога, как дать им правильные ориентиры. Но принцип всегда один и тот же. Ребеночек – как свеженький огурчик, который помещается в банку с солеными огурцами, где есть рассол. И, пребывая в этом состоянии, он через какое-то время начинает проникаться обстановкой, атмосферой, которая уже до него создана. Воспитание – это как раз в первую очередь создание атмосферы…
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Если мы хотим научить ребенка любить Бога, то должны не просто показывать ему какие-то элементы своей любви к Богу, например, вставать на молитву с оглядкой: «А что там ребеночек делает?» И так иногда мы смотрим: ребеночек играет. Мы начинаем беспокоиться, начинаем его дергать: «Ну-ка, встань, слушай молитвы, читай молитвы». Но если отец или мать, а лучше вместе молятся Богу, призывают Его в свою семью, то ребеночек напитывается присутствием Божьим в этом месте в это время.
Недавно случилась одна история. Приходит женщина и говорит: «У меня большая проблема: ребеночек не хочет идти на Причастие. Он с удовольствием играет на детской площадке рядом с храмом. Я его зову, он отказывается. Что мне делать?» То есть поиск каких-то инструментов, рычагов – думает человек, что батюшка сейчас скажет волшебное слово, которое станет инструментом для манипуляции ребеночком, для подавления его воли.
Воля ребенка явно выражается в том, что он не хочет идти к Чаше, а ему гораздо интереснее сидеть в песочнице. В разговоре с его мамой выясняется, что она сама не причащается, но у нее есть убеждение, что это правильно, хорошо, что таким образом ребеночек обязательно должен быть защищен и храним Богом.
Но это же нонсенс, это то, что Господь все время обличал, это то, что называется лицемерием – когда мы говорим какие-то правильные вещи, которые не являются нашей жизнью, нашим сокровищем. Мы пытаемся ребенка в чем-то убедить, но сами этим не живем, это для нас не так важно. Поэтому когда детки начинают что-то соображать, они понимают: «Папа, мама, да вы же фальшиво живете. Вы говорите одно, а делаете другое». Поэтому то, что вы говорите, не имеет значения.
Без всяких лишних слов ребенок делает шаг в тот след, который перед ним делает его отец или мать. Он идет за нами след в след. Поэтому тут никаких специальных инструментов не нужно – нужно просто любить Бога, любить Его Церковь, молиться Богу, жить в благодати. И ребенок естественным образом за вами потянется. Помогай нам всем Господь!
Записал Игорь Лунёв