Для того чтобы научиться видеть и слышать человека, необходимо тормозить свою оценку. Мы очень быстро все схватываем, понимаем, выносим суд, оцениваем, но поскольку око у нас кривое (это всегда нужно иметь в виду – нет простоты, всегда бревно в глазах), глаза косо смотрят, мы только видим сучок в глазе другого – все сконцентрировано на недостатке. А иногда надо сделать паузу, не спешить с оценкой, дослушать до конца.
Одна сотрудница оказалась в больнице и, поскольку человек она наблюдательный, делится своими небольшими заметками: ночью привезли женщину с ножевым ранением, в нетрезвом состоянии. Ее положили, она начала кричать, ругаться, материться, невзирая на то, что люди спят, что им тяжело, выяснять с кем-то отношения по телефону. Любые просьбы – об стену горохом. Пришла медсестра, забрала телефон, она на этом успокоилась. Наутро в разговоре выяснились подробности.
Так легко оценить ситуацию – все, потерянный, пропащий человек, алкоголик, но у каждой беды всегда есть какое-то начало. У нее была дочка, которую ее мама вела из музыкальной школы – обе попали под машину и погибли. Она, оставшись и без мамы, и без дочки, говорит: «Я не знаю, куда мне»: или в психушку, или в алкогольную анестезию (вот такую для себя нашла и втянулась). Когда слышишь такой человеческий рассказ, то становится понятно. Конечно, можно сказать: «А вот праведный Иов не втянулся». Но ты сначала проживи эту ситуацию праведного Иова, потом рассуждай – так легко оценивать. Всегда очень важно дослушать до конца, взять паузу.
Несколько дней назад у нас была удивительная поездка с сестричеством в Боголюбский женский монастырь (с. Сарсы) – было посвящение. Вечером, собравшись у костра, стали знакомиться с кандидатами (это те, которые делают только первые шаги в направлении к сестричеству). Среди прочих женщин оказалась одна из сотрудниц, которая несет послушание медицинской сестры в автобусе милосердия. На первый взгляд простая женщина, которая не очень складно говорит; начала рассказывать про себя, как она пришла к Церкви. Я сначала смутился: как она сейчас это сделает – такая речь неказистая, немного неудобно стало. Человек всю жизнь проработал в торговле до прихода к этому служению. Потом потихонечку стал раскрываться человек, его красота.
Она в течение короткого времени потеряла близких людей, потом потеряла работу, после душа позвала в Церковь, начался путь воцерковления. Такая простота и доверчивость Богу: мне сказали – я пошла; мне сказали: иди доброволь – я пошла доброволить; деньги закончились, написала объявление, сразу предложили работать; увидела вакансию – пришла сюда. «Я, – говорит, – самый счастливый человек». Все слушали, затаив дыхание: за этой, казалось бы, простотой раскрывается такая сила, глубина, такая вера в Бога и человеческое счастье, радость...
У многих жизнь гораздо легче, чем у этой сестры, а мы это не ценим – в претензии, ропоте, возмущении: это не так, то не так. Очень важно – дослушать до конца. Первое впечатление, конечно, бывает «по одежке», но, как правило, – обманчиво. И не забываем про наше кривое око. Помогай нам всем Господь.
Записала Людмила Кедысь