Несколько вопросов от детей, с которыми недавно получилось пообщаться. Замечательные дети, замечательные вопросы. Начали мы с разговора о молитве и о том, что важно не забывать про Бога. Для того чтобы почаще помнили о Боге, есть молитва, которую мы всегда можем хранить в уме и максимально часто с ней к Богу обращаться. Мы ее несколько раз прочитали, детки послушали: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Смотрю, одна девчушка, которая сидит напротив, берет фломастер и у себя на руке выводит эту молитву. Написала весь текст, чтобы не забыть, чтобы выучить. Я очень умилился: какие восприимчивые дети.
Потом был вопрос про смерть – детей этот вопрос очень интересует: где оказываются души умерших детей, особенно если они не родились в этот мир, а умерли по причине греха. Где эти души? Об этом нет догматического учения Церкви, но есть мысли некоторых отцов. Нет такой категоричности: рай или ад, потому что всегда эта черта пугает. Преподобный Варсонофий однажды так ответил на этот вопрос: поскольку дети не согрешили лично, это не был их выбор, то они не испытывают страданий. Но поскольку они не рождены от воды и Святого Духа – особое условие, данное Богом для вхождения в Царство Небесное – они не могут в полноте видеть славу Божию. О них у Бога есть особая примета (Он примечает), особая забота.
Смерть действительно тем и серьезна. Вспомнилась история, которая звучит в притчах Светланы Копыловой, про двух подруг: встретились Жизнь со Смертью. Дети прямо рты открыли. Жизнь – быстрая, стремительная, а Смерть – строгая, взвешенная. Между ними когда-то была ссора, потом они решили примириться, сели в кафе, стали разговаривать. Жизнь не удержалась и спросила: «Помнишь историю, когда умер младенец? Как мы молились вместе с матерью, просили! Почему это произошло?» Смерть говорит: «Понимаешь, я никогда не самовольничаю. Я всегда прихожу по благословению». Действительно, ангел смерти – управляется исключительно Богом. «Об этом младенце был такой Промысел, потому что если бы он вырос, стал бы убийцей и никогда бы не смог вернуться к Богу». «А, – сказала Жизнь, – этого я не знала, потому что вижу только в рамках жизни, что за пределами этой жизни, и как сложится все впереди – не все мне открыто. Тогда расскажи про ту старуху, которая вообще не могла умереть. Как мы просили, чтобы ты пришла, а ты все не приходила. Почему?»
Смерть отвечала: «И эту старуху я помню, но у нее другая история. Она своим проклятием дочь обрекла на муку, и нужно было, чтобы дочь приехала, чтоб они примирились. И после примирения – я пришла». Жизнь говорит: «А тот, сорокалетний, который тоже прожил мало?» «Мало пожил, – отрезала Смерть, – но наделал много и уже никогда не нашел бы дорогу к Богу. Все, предел его злодеяний». Тут раздался телефонный звонок, Смерть стала строже, положила трубку, говорит: «Все, нам надо срочно расстаться, командировка».
Эти вопросы беспокоят наших детей, а поговорить им об этом часто бывает не с кем, потому что в окружении никто не поймет. Слава Богу, что есть взрослые, которые готовы выходить навстречу и отвечать на такие неудобные, неприятные, иногда страшные вопросы. Помогай нам всем Господь.
Записала Людмила Кедысь