Недавно позвонил один человек с такой бедой, что детки тяжело болеют… Что можно сделать, как можно им помочь? Всегда, когда болеют дети, у родителей гаснет свет в окошке, это невыносимое страдание. Свои болезни переносить легче, чем страдания собственных детей. В Священном Писании есть несколько историй, когда болели дети, и всегда хочется на них сосредоточить внимание родителей, потому что часто кажется, что Церковь – это такая аптека, где есть разного рода лекарства, нужно просто найти нужный акафист или нужную таблетку, формулу, процедуру, пригласить батюшку, он тут что-то такое скажет, сделает – и болезнь пройдет. Но в Евангелии по-другому все происходит.
Однажды Господь шел со Своими учениками и вдруг услышал душераздирающий крик: «Господи, помоги мне, дочь моя тяжело страдает». Женщина где-то в толпе закричала от всего сердца. А Господь шел как ни в чем не бывало, как будто это и не слышит. Ученики уже вступились: «Господи, отпусти ее. Невозможно даже слышать, что Ты говоришь, вопиет вслед нам». Господь говорит: «Я пришел к чадам дома Израилева, для них пришел благовестить. Знаю, что делает, знаю, зачем она это говорит». Женщина пробилась сквозь толпу, ухватила Его за ризу, упала, говорит: «Господи, помоги мне». А Он ей отвечает: «Как ты это представляешь? Разве Мне взять хлеб у детей и бросить псам?»
Но всякий, поставив себя на место женщины, что сделает? Представьте, что кто-то вам говорит в лицо: «Что ты, как пес, тут стоишь?» Или: «Что ты, как баран, тут встал?» Но женщина находит в себе силы внутренние, понимая, что она достойна этих слов. Какое-то смирение в этом проявляется: у человека особый образ восприятия мыслей, слов, событий. Гордость сразу плечиком дергает: как так? мои права, мои достоинства, как вы смели… Она же говорит: пусть псы, но ведь они тоже едят от крупиц, падающих с трапезы их господ. То есть она продолжает просить Господа. И Господь уже для всех говорит: «О, женщина! Велика вера твоя, будет тебе как хочешь». И исцелилась дочь ее от того часа.
Чтобы исцелился ребенок, необходимо, чтобы родители пришли ко Христу. Или чтобы родители пришли ко Христу, иногда Господь дает болезнь детям. Но прийти ко Христу не значит просто поставить свечку или даже сходить на исповедь и причастие (мы к этому тоже можем относиться магически: нужно выполнить какой-то ритуал – ладно, так и быть, сделаю, найду эту кнопку, чтобы получить результат).
Прийти ко Христу – это покаяться, ибо приблизилось Царство Небесное. Христос здесь, Царство Небесное, – для этого нужно покаяние. Покаяние – это не эпизод, это не исповедь (исповедь – маленькая часть покаяния), покаяние – процесс длиной в жизнь, перемены жизни, разворот от греха к Богу, от любви к миру и привязанности к этому миру (мир – страсти). Мир – это не солнышко, травка и речка, а мир – совокупность человеческих страстей и интриг, в которые мы погружены бесконечно. Это разворот от мира ко Христу, потому что невозможно служить двум господам. И когда это происходит, теряется необходимость в каких-то дополнительных к этому стимулах, как скорбь, болезнь, болезнь детей. Но выход именно в этом: нужно прийти ко Христу, не просто что-то у Него схватить и дальше жить своей жизнью, а развернуться. А это требует и веры, и смирения, и любви. Помогай Господь всем нам найти это самое главное сокровище, а все остальное уже приложится на свое место. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина