Наблюдая за жизнью своих прихожан, за взаимоотношениями между сотрудниками и их отношением к своим послушаниям, я вижу, что мы все склонны додумывать за других. Часто человек живет в иллюзии: никому до меня нет дела, мой руководитель или духовник настолько занят, что его не стоит отвлекать, мои мелочные вопросы никого не интересуют ? я буду тянуть свою лямку сколько хватит сил. Сами это придумывают, загоняют себя в тупик, а потом надрываются, срываются, сгорают, выгорают.
На самом деле иногда достаточно нескольких слов, небольшого разговора: с кем-то поделиться, чтобы кто-то выслушал. Но это требует решительности самого человека: нужно выйти из замкнутого круга, похожего на то колесо, в котором бегает белка...
Ни в коем случае не надо придумывать за других людей – нужно учиться жить проще. Если возникает вопрос – пойди и спроси, особенно если появляется напряженность, которую мы пытаемся преодолеть ложным смирением. Человек думает: я в Церкви, поэтому если возникает конфликтная ситуация, нужно потерпеть, как бы ни было трудно, и пусть это утонет в глубинах моего подсознания – все перемелется.
Смирение – это когда в сердце приходит мир, человек принимает ситуацию, душа у него успокаивается. Но если напряжение растет, он себя сдавливает, закручивает, то придет время ? пружина развернется и снесет весь привычный образ жизни. Поэтому в подобных случаях всегда нужно уходить от ложной праведности. Конечно, в первую очередь следует обратиться к духовнику, рассказать ему не в общих словах, на что обижаюсь и что терплю, а попытаться посоветоваться, проговорить ситуацию, поведать.
Ведание (поведание, исповедание) – это очень важный принцип духовной жизни. Бесы – хитрецы: они удачно плетут свои паутины во тьме, заплетая человеку ум, волю, сердце, заморачивая его голову. Они очень боятся маленького лучика света, боятся быть обличенными. Если человек проговаривает ситуацию, открывает ее кому-либо, то это похоже на то, как в открытую форточку вливается поток света, становится легче дышать. Кроме того, когда ты советуешься с духовником (даже если он не даст практического совета типа «сделай столько-то приседаний, отжиманий»), он может за тебя помолиться. Это огромный духовный ресурс, потому что молитва духовника, священника имеет определенный вес.
Если возникает напряжение с другими людьми, важно учиться открытости. Пойди и поговори с человеком, но не с упреком или наездом (мы всегда очень болезненно переживаем переход на личность), а попробуй рассказать о своих чувствах: мне тяжело, я испытываю тревогу от наших взаимоотношений. Конечно, для этого важно доверие между людьми. Мы часто боимся открыть душу другому, потому что бывает как в боксе: открылся – получил удар. Но открытие души предполагает приветливое принятие, сочувствие, встречное желание разрешить ситуацию. Если будет просто «бокс», то конечно, это больно.
Нужно учиться идти в каком-то смысле до конца. Бывает, что мы доходим до определенного момента, рубежа, а дальше нам кажется, что человек обидится, не поймет. Но, может быть, не стоит додумывать за других? Часто, проговорив ситуацию, мы понимаем, что она выеденного яйца не стоит: человек и не думал об этом, ничего подобного не представлял, а я-то себе напридумывал. Очень важно находить знаменатель: я правильно понял? «Вы это имели в виду, когда давали мне задание? Когда Вы сказали это, Вы именно это себе представляли?» Потому что часто мы смотрим на ситуацию с разных точек зрения и судим по себе, исходя из своих заморочек, духовных болезней. Уточнение в разговоре: «Я тебя правильно понял? Это так?» – позволяет находить общую опору.
Очень важно, чтобы мы искали и находили, просили и получали, стучали и отворяли. Это требует мужества, но результат всегда превосходит порой даже самые неожиданные ожидания. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина