– Следующая седмица пройдет с евангельским чтением, которое мы называем историей о милосердном самарянине. Сейчас я ее воспроизводить не буду, потому что и в храмах мы ее услышим, и в передаче «Читаем Евангелие вместе с Церковью» эта история будет анализироваться. Отмечу только несколько моментов. Первый – это вопрос: кто мой ближний? Законник задал его, желая облегчить обстоятельства, разобраться, всех ли можно назвать ближними, или ближний – это родной по крови, член семьи. И Господь рассказывает про человека, попавшего в руки разбойников, про то, как по-разному люди к нему отнеслись.
Самарянин же некто грядый, прииде над него (то есть набрел на него, лежащего у дороги, израненного разбойниками, брошенного в кустах), остановился, хотя, может быть, имел нужду куда-то идти, где-то его ждали. Здесь речь идет о приоритетах. Человек среагировал. Нам очень часто не хватает реакции. Бывает, мы куда-то торопимся, несемся и вдруг периферийным зрением видим человека, лежащего у дороги, или сидящего, или просящего… Что для человека важно, ценно, то всегда и ведет его по жизни. Ответственность на работе, неудобство перед людьми: что люди скажут, если я опоздаю? как я буду выглядеть? Или все же послужить Христу? Здесь мы напрямую общаемся с Богом, потому что Он говорит: «Я был болен – вы Мне послужили».
Очень важно среагировать. А для этого душа все время должна быть в поиске. Как один моряк из детского мультика: «Что бы мне сделать хорошего?» Наш бег может быть остановлен, если что-то поважнее, чем успеть сделать житейское, выйдет на первый план. И вот самарянин остановился, склонился над человеком, проверил его самочувствие и понял, что, кроме него, никто ему не поможет. Он взял ответственность на себя.
Знаете, так часто бывает, что звонят люди и говорят: «Вот у нашего подъезда лежит человек, не можете ли Вы прийти его забрать? Вы же работаете с бездомными». Это, наверное, хорошо и тоже вариант решения проблемы, но ты возьми ответственность на себя, попробуй сделать хотя бы то малое, что можешь.
Самарянин истратил свое масло, вино, посадил раненого на своего осла, потом развернулся и пошел, может быть, даже в другую сторону. А ведь удобнее оказать милосердие по ходу дела. Едешь на машине, видишь: на обочине человек голосует, останавливаешься. «Вам куда?» – «А мне вот туда». – «Ой, извини, не по пути». И дальше по своим делам: я же все, что мог, сделал, я же не могу свои дела отложить. Самарянин отложил свои дела, свернул со своего пути ради служения ближнему, привез его в гостиницу, организовал уход за ним. Это ведь тоже кого-то напрячь нужно, позвать хозяина гостиницы… Самарянин заплатил свои деньги и попросил: «Позаботься о нем, а если больше истратишь, я на обратном пути зайду и возмещу тебе».
То есть человек вложил свое время, свои средства, взял на себя ответственность. И дальше Господь задает риторический вопрос: «Кто ближний этому человеку?» И книжник ничего другого не мог сказать, кроме как: Тот, кто оказал ему милость. – Иди и ты поступай так же. Это благословение относится к каждому из нас. У христианина нет другого выбора, он не может пройти, проехать мимо лежащего на дороге человека, увлечься своим делом. Иначе он согрешит, потому что нарушит эту заповедь Божию, поступит не по-христиански, а значит, уйдет от любви, его сердце станет более жесткое, бесчувственное.
В истории о добром самарянине надо видеть урок для себя, вспоминать ее всю недельку, учась реагировать на испытания, которые Господь каждому из нас в жизни предлагает. Мы же хотим учиться, и Господь будет устраивать нам экзамены.
Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина